«Прежде всего, это научная работа: во время поисков и по научным принципам, будут выработаны предложения и может быть этих направлений будет больше, или меньше. Всё это зависит от результатов работы наших учёных. В большей степени зависит именно от научной составляющей, от поиска, от информации и в этой работе спешки и поспешных выводов быть не должно», — отвечая на вопросы журналистов в ходе брифинга в Службе центральных коммуникаций, рассказал министр образования.
Почему направлений сейчас 11 — дополнил вице-премьер.
«Направлений там немало: есть категория «без суда и следствия», «период коллективизации» и «период депортации»… В Казахстане было более 26 лагерей. Надо будет исследовать эти направления тоже. Сколько людей сидели в лагерях, которые были расстреляны в последующем? Много направлений, по которым сегодня нужно будет детализировать в целом. 11 направлений чётко конкретизированы», — отметил Ералы Тугжанов.
К слову, категории репрессированных рассматриваются без учёта и привязки к одному только этносу.
По словам же Берика Абдыгалиулы, не только учёные занимаются этой работой. Они помогают, основной акцент на юристах. Потому что многие вопросы касаются законов.
«На вчерашнем заседании Государственной комиссии было рекомендовано Правительству изучить и рассмотреть возможность создания Института памяти – специального государственного учреждения, которое будет заниматься по данному направлению работы в будущем, потому что это дело не одного периода. Государственная комиссия сейчас это все раскроет, поможет, но последовательная работа с архивами должна продолжаться. И этот вопрос будет рассмотрен на следующем заседании Госкомиссии», — подчеркнул мажилисмен.
Он также добавил, что основной фонд финансовых расходов пойдёт на заработную плату экспертов, задействованных в работе. По официальным данным только на уровне республики 250 млн. тенге запланировано на этот год. Акимам на местах поручено обеспечить финансовыми ресурсами и материально-технической базой членов региональных комиссий.