Повышение знаний об аутизме и его признаках, а также своевременное обращение к специалистам способны значительно повысить качество жизни ребенка с расстройством аутистического спектра (РАС) и его семьи. Поэтому во Всемирный день распространения информации об аутизме центры «Асыл Мирас» проводят вебинары и онлайн-встречи с родителями и педагогами.
Поскольку аутизм – это целый спектр расстройств, проявляться он может по-разному. Некоторым людям с аутизмом может требоваться значительная помощь в повседневной жизни, тогда как другие живут абсолютно самостоятельно и полноценно.
Фонд Булата Утемуратова в 2015 году приступил к реализации программы «Аутизм. Мир один для всех» как раз для того, чтобы больше детей имели шанс на независимую и полноценную жизнь. В рамках программы в Казахстане открыты 9 аутизм-центров «Асыл Мирас», работающих на безвозмездной основе. Главная их задача — диагностика РАС на ранней стадии, коррекция и развитие необходимых навыков, а также предоставление достоверной и научно обоснованной информации об аутизме.
«Каждый день мы говорим родителям: аутизм – это не приговор. Да, многие дети с РАС имеют сложности в освоении навыков социального взаимодействия, бытового самообслуживания или обучения. Но сегодня существуют доказавшие свою эффективность методы развития недостающих навыков. Чем раньше у ребенка будет выявлено РАС, тем продуктивнее будет работа, а значит, увеличатся шансы вырастить самостоятельного и адаптированного к жизни в современном обществе человека», — отметила Камила Лукпанова, программный менеджер Фонда Булата Утемуратова
В Казахстане диагноз «аутизм» ставится после 3 лет. Однако в мировой практике существуют инструменты для ранней диагностики. Например, чек-лист M-Chat позволяет родителям самостоятельно провести первичную диагностику ребенка. Тест доступен для бесплатного прохождения на сайте Фонда Булата Утемуратова.
Кроме того, специалисты призывают родителей обращать внимание на особенности поведения и напоминают об основных признаках РАС у детей старше 12 месяцев:
• отсутствие зрительного контакта, ответной улыбки и реакции при обращении по имени;
• ограниченное использование жестов;
• слабый интерес к сверстникам и совместным играм;
• желание выстраивать предметы (игрушки) в линию;
• проявление нежелательного поведения: агрессия, самоагрессия, невыполнение просьб;
• повышенная чувствительность к звуковым раздражителям.