В современно обществе по-прежнему сохранятся стигма в отношении ВИЧ инфицированных. При этом не секрет, что диагноз – не приговор. Если вовремя проходить антиретровирусную терапию человек может прожить долгую и полноценную жизнь. Редакция «Aqmola News» предлагает истории трёх женщин, которые живут со страшным вирусом.
НАДЕЖДА
«Диагноз ВИЧ» у Надежды начинается… с любви. 18-летней девушкой она встретила парня. Позже она забеременела и молодые люди расписались. После родов Надежда узнала, что супруг наркозависимый. Он и ей предложил.
«Мне было интересно…В итоге я вместе с ним стала употреблять. Понравилось. Я никого не слушала, лишь отмахивалась от всех и говорила, чтобы они не лезли в мою жизнь», — рассказывает Надежда.
В 2010 году девушка родила вторую дочь. Спустя месяц после родов Надежда вернулась к наркотикам, теперь уже в паре с алкоголем.
«Самостоятельно остановиться уже не могла. В борьбе с зависимостью мне помогли родители и соседка, которая кормила моих детей. Для младшей дочки покупала питательные смеси», — вспоминает женщина.
Вскоре Надя прошла лечение от зависимостей и развелась с мужем, хотя сделать это было не легко. Мужчина несколько раз угрожал ей и хотел выкрасть детей.
Прошло время. Надежда устроилась на работу и в 2014 году познакомилась с парнем. Женщина сразу предупредила: у нее двое детей и непростое прошлое. Мужчину это не остановило.
«Мне было страшно признаться, ведь не каждый примет девушку с такой предысторией. Но как оказалось, самое страшное было еще впереди», — вспоминает Надежда.
В 2015 году женщина встретила бывшего мужа. Он рассказал, что у него ВИЧ и рак в последней стадии.
«После его слов я замкнулась. Спустя время я узнала, что и у меня ВИЧ. После слов врачей у меня как будто земля из-под ног ушла. Что делать? Как жить с этим дальше? Как рассказать своему молодому человеку об этом?», — задавалась вопросами Надежда.
Женщина изменилась – стала замкнутой, неразговорчивой. Молодой человек, с которым они уже начали жить в гражданском браке, не понимал, что происходит.
«Я понимала, что скрывать свой ВИЧ-статус от близкого человека не могу. Но как об этом сказать, не знала… Меня поддержала сестра. Психолог СПИД-центра помогла справиться с нерешительностью, и я призналась мужу», — рассказала Надежда.
Признание далось нелегко.
«Мой теперь уже муж новость воспринял спокойно. Сказал, что и с этим люди живут», — вспоминает женщина.
О положительном ВИЧ-статусе Надя никому не рассказывает. Знают только муж и сестра.
«Я всё время боюсь, что о моем статусе может узнать кто-то еще. К сожалению, наше общество остерегается людей с такой болезнью и всячески отгораживается от них», — говорит Надежда.
Сейчас Надежда счастлива в браке. У нее две абсолютно здоровые дочери и любящий муж.
«ВИЧ — не приговор. С этим люди живут и рожают здоровых детей. Я каждый день радуюсь новому дню, тому, что живу», — заключила Надежда.
РИММА
40-летняя Римма живет со положительным ВИЧ-статусом три года. Сейчас она воспринимает это нормально, хотя, признается – с начала это был шок.
«Я не знала, как буду жить с этим. Сейчас же к своей болезни уже приспособилась, принимаю таблетки. Со здоровьем особых проблем нет. Статус свой мне приходится скрывать. Никому об этом не скажешь, не поделишься», — рассказывает Римма.
Женщина живет в селе. Где, как правило, все друг друга знают. Неудобства есть – ходят слухи, люди косятся и стараются держаться подальше.
«Раньше бывало, соседка забегала ко мне чай попить, поболтать. Из-за этого очень тоскливо, кажется, что статус огораживает от меня людей, а они не понимают, что для них это не опасно, и я такая же, как раньше», — заключила Римма.
НАТАЛЬЯ
«Как же я живу с ВИЧ? – спросите вы меня. Теперь уже могу сказать, что хорошо. Но вспоминая дни, когда я узнала о своем статусе… Это был крах, страх, ужас. Казалось, что дни сочтены. Я стою на краю пропасти», — начинает рассказ Наталья.
Женщина узнала о своем статусе, когда лечилась от зависимости в наркодиспансере.
«Когда узнала диагноз, конечно, пребывала в стадии отрицания, как и у всех, кто бывал в этой ситуации. Страх, что я стану изгоем. Я знала, что это страшная болезнь, несущая позор и смерть», — вспоминает Наталья.
Позже женщина познакомилась с психологом Маргаритой. Последняя рассказала, что с положительным ВИЧ-статусом можно жить и добиться неопределяемой вирусной нагрузки, получать терапию. Девушка стала чаще посещать центр по профилактике и борьбе со СПИД, консультироваться с психологом.
«И всё же наедине с собой мысли мои были далеко не радужные. Через год Маргарита Сергеевна предложила мне съездить на занятия «Осенней школы пациентов» в Алматы, для людей, живущих с ВИЧ. Я согласилась. Вернулась оттуда уже абсолютно другим человеком», — рассказывает Наталья.
На занятиях было более 50 человек со всего Казахстана с положительным ВИЧ-статусом, при этом руководитель и все преподаватели.
«Я встретила на этих занятиях людей разного возраста, ориентации, восприятия своего статуса. Все преподаватели, такие же, как и мы, делились опытом, как жить со статусом, некоторые из них прожили с ВИЧ 10-13 лет, а один преподаватель из Великобритании аж 20 лет! При этом он настоящий красавец-мужчина, излучающий позитив и уверенность в себе», — рассказывает Наталья.
По словам женщины, на занятиях рассказали об изменениях в лечебной терапии. Если раньше пили до 20 таблеток в день, то сейчас достаточно одной и прогресс в лечении сразу наблюдается.
«О ВИЧ преподаватели нам рассказали, как говорится от А до Я. Особое спасибо психологу школы – Ирине. Она учила нас стать счастливыми с ВИЧ. Мы создали нашу группу взаимопомощи, в которой до сих пор общаемся. Эта школа изменила нас всех, каждый теперь знает, что он не один! Правда, при этом по возвращении домой всем нам было грустно», — вспоминает Наталья.
Одногруппники надеялись встретиться на вторых занятиях школы, но помешала пандемия коронавируса.
«Потом и в Кокшетау психолог Маргарита Сергеевна создала такую группу, были встречи, но опять вмешался этот карантин. Но сегодня я могу сказать, что очень важно осознавать чувство, что ты не один», — уверена женщина.
Наталья во всем видит плюсы.
«Лично в моей жизни ВИЧ-статус сыграл положительную роль. Я избавилась от наркозависимости, сегодня живется вполне комфортно. Конечно, я скрываю, что живу с ВИЧ, в нашем обществе это пока нереально – открывать свой статус. Если для кого это неприемлемо, значит нам просто не по пути», — заключила Наталья.
Истории записала психолог Акмолинского областного центра по профилактике и борьбе со СПИД Маргарита РЫБИНА.