Как на сегодняшний день в Акмолинской области обстоят дела с COVID-19 и чем было продиктовано ужесточение карантинных мер? На эти и многие другие вопросы МИА «Казинформ» ответила главный государственный санитарный врач региона Айнагуль Мусина.
— Айнагуль Советовна, как складывается ситуация с заболеваемостью КВИ в Акмолинской области?
— Конечно, если сравнивать с июнем и июлем текущего года, ситуация относительно стабильна, но идет постепенный рост заболевания. Он начался с конца сентября, и, по прогнозу, пик придется на ноябрь. Кроме того, сейчас наступило похолодание, увеличилось количество вирусных заболеваний, ОРВИ. Осложняется ситуация тем, что начинаются и COVID, и ОРВИ одинаково. Хотя есть особенности. Но при COVID-19 обязательна изоляция, чтобы не было распространения инфекции. И если своевременно не выявить человека, он может быть источником заражения. Поэтому мы и говорим, что нужно сидеть дома, воздержаться от походов в общественные места и даже в поликлиники лучше не ходить, а вызывать врача на дом. У нас на сентябрь было зарегистрировано 98 случаев, из них 55 с симптомами, 43 – без симптомов. Еще не завершился октябрь, а у нас уже 92 случая. Вы только сравните: за весь сентябрь 98, а тут за 20 дней октября – уже 92 случая.
— В каких именно районах или городах области зафиксированы случаи заболевания КВИ?
— На сегодня лидирует город Кокшетау: здесь из вышеназванных 92 случаев зарегистрировано 76. А это 83%! По Бурабайскому району 12 случаев, в Жаксынском – 1, в Зерендинском – 2 и в Есиле – 1. Из 92 заболевших лишь 14 были контактными. У нас на сегодня 61 действующий очаг: 48 – домашних и 13 – по месту работы, учебы. Семейные очаги — это когда в одной семье заразились сразу несколько человек. Кроме того, есть такие очаги и по организованным коллективам. Наибольшее количество заболевших по месту работы в госкорпорации «Правительство для граждан», где насчитывается уже 7 заразившихся. Еще один очаг — в прокуратуре Акмолинской области, где 4 заразившихся…
— А как обстоят дела с детскими организациями – детсадами и школами?
— По садикам ситуация нормальная. По школам у нас на сегодня открытый очаг – СШ №11 в Кокшетау. До этого были случаи в школе-гимназии №1 в Бурабае, в СШ №1 города Кокшетау, в Коргалжыно был случай вирусной пневмонии. В школе сразу отстраняются от работы весь класс учащегося и преподающие учителя. Все на 14 дней переходят на дистанционную форму работы. Что плохо: раньше, когда выявляли больного, брали на учет семью, и часто в ней были положительные, но они не болели. А сейчас сразу появляются симптомы у нескольких членов семьи. Так же было и в очагах по месту работы. Сначала все были отрицательные, а через несколько дней у людей начали проявляться симптомы.
— Кроме самообратившихся, есть ведь и те, кто был выявлен в ходе профилактического тестирования…
— Да, мы проводим профилактическое тестирование прибывших из-за рубежа, призывников, ежемесячно медиков и т.д. Раньше больший процент выявленных был с профилактического тестирования, сейчас больший процент — самообращения. Это люди, которые обращаются уже с симптомами, температурой, пневмонией.
Кроме того, мы проводим профилактическое тестирование при плановой госпитализации пациентов. За октябрь при плановой госпитализации было обследовано 2908 человек, и из них выявлено 12 положительных. Это много. Если ситуация будет ухудшаться и дальше, то, возможно, будем ставить вопрос о приостановлении плановых госпитализаций.
Многие сейчас сами платно сдают тесты. Из 1853 обследованных 20 положительных. Мониторим и прибывших из-за границы. Так, 16 сентября из-за границы прибыли 1039 человек, из них 4 с COVID: 2 случая – жители нашей области и 2 — граждане Украины, работающие в нашем регионе.
— Где на сегодняшний день можно провериться на КВИ?
— На сегодня у нас работает 6 лабораторий. Это, во-первых, наш центр экспертизы. Сейчас мы приобрели новое оборудование. Если раньше одновременно можно было проверить 36 анализов, то теперь за 1 раз осуществляется 383 закладки. Также сократилось время проверки. Поэтому если раньше в день могли проверить 500 анализов, то теперь до 1500 в сутки. А это быстрота тестирования и своевременная постановка диагноза. На новом оборудовании центр начнет работать в ноябре. Исследования проводятся также в лабораториях «Олимп», «Invivo», на базе областного тубдиспансера. Кроме того, с августа до 1 октября работали две лаборатории по определению COVID на базе ветеринарных лабораторий в Астраханском и Аккольском районах.
— Айнагуль Советовна, судя по озвученным цифрам, ужесточение было вынужденной мерой?
— Да, конечно. А тем более – по городу Кокшетау. Вы ведь видите, каждый день увеличивается количество заболевших. Помните, у нас на 15 июня было 115 случаев по области, а на 1 июля, то есть через 2 недели, было уже 1200 случаев! И если мы не будем усиливать и ограничивать сейчас, то может произойти подобное. Да, мы подготовили больницы, закупили лекарства и все необходимое, но это не повод расслабляться и ходить без масок. Каждый должен думать о себе и близких. Отмечу, что у нас по республике один из высоких показателей летальности – 77 случаев. Хотя не должно превышать 1,5%, а у нас 2,2 %!
Вспомним все те же июнь – июль. Все больницы работали только на COVID. Получается, что мы закрываем больницы, которые должны лечить планово. И чтобы этого не допустить вновь, мы принимаем эти ужесточения. Сейчас и у медиков, и у нас, и у местных исполнительных органов объем работы гораздо больше, чем был в пик заболевания. Сейчас задача – сдержать рост КВИ. А сколько медработников у нас заболело! В нашей области тоже один из высоких показателей по РК заболевших медработников. Были и летальные исходы.
— Где чаще всего происходит заражение? И какие объекты, кроме ресторанов и школ, проверяют мониторинговые группы?
— По каждому случаю мы делаем анализ: где был, куда ходил, с кем контактировал. И наиболее частые места заражения у нас – общественный транспорт. Поэтому мы и поднимаем вопрос об увеличении количества автобусов в часы пик. Конечно, если 50% автобусов выходит на линию, то будет толкотня и, значит, несоблюдение дистанции. Но если бы люди знали, что следующий автобус придет через пару минут, не стали бы набиваться в этот.
У нас по области всего 116 человек, которые занимаются проверками, налагают штрафы, и это очень мало. Мы не можем поставить возле каждого объекта по человеку. Среди наших сотрудников тоже очень много заболевших. Проверяем все, опрашиваем заболевших, делаем мониторинг соцсетей, выявляем, где и что проводится. В выходные дни у нас упор на проверки мест общепитов. Сейчас я дала задание проверить ЦОНы, банки, госорганы. Если пошла заболеваемость, нужно выявить, где больше заражается людей. Поэтому именно туда направляются мониторинговые группы, чтобы принять меры. Порой наши предприниматели и руководители госорганов не понимают серьезности, пока их не оштрафуют. К примеру, торговые дома на выходные должны закрываться. Но наши хитрят, и даже при квадратуре 2 тысячи кв. м могут быть по бумагам не торговыми домами, а магазинами. У каждой области свои нюансы, и мы прописываем свои особенности в постановлении.
— А как насчет ограничения передвижения? Не вернутся ли в скором времени блок-посты вокруг Кокшетау?
— Завозных у нас всего 4 случая. У нас свои местные заболевшие. Но еще немного и областной центр, возможно, нужно будет закрыть, если ситуация ухудшится. Пока же вопрос о закрытии города Кокшетау не стоит.
— Спасибо за интервью!