Руководитель Департамента Агентства Республики Казахстан по делам государственной службы по Акмолинской области Берген Беспалинов ответил на вопросы об основных изменениях, внесенных в Закон «О государственной службе Республики Казахстан», сообщает ИА «Aqmola News».
Как известно, одним из этапов формирования государственного аппарата является проведение конкурса на замещение государственной должности. Вносились ли изменения в правила проведения конкурсов?
Среди основных изменений – сокращение количества документов, предоставляемых гражданами для участия в общем конкурсе с восьми до трёх. Теперь ответственность за допуск кандидатов к собеседованию перейдет на службу управления персоналом государственных органов. Расширится круг лиц, имеющих право участвовать в конкурсах в качестве наблюдателя – сегодня наблюдетелем может быть любой гражданин нашей страны достигший восемнадцатилетнего возраста. Сократится минимально допустимый состав конкурсной комиссии до трех человек. Все изменения направлены на модернизацию процедуры конкурсного отбора на государственные должности и обеспечение ее максимальной прозрачности.
Какие изменения произошли в части организации испытательного срока и наставничества?
На сегодняшний день испытательный срок проходят только впервые принятые, за исключением лиц, ранее уволенных по результатам оценки их деятельности, испытательного срока, итогов аттестации либо по отрицательным мотивам.
Вместе с тем, согласно изменений испытательный срок не устанавливается политическим служащим, а также лицам, относящимся к административным служащим корпуса «А» и акимам города районного значения, села, поселка, сельского округа, назначенным по итогам выборов.
На период испытательного срока за испытуемыми, впервые поступившими на административную государственную службу, закрепляются наставники. Следует отметить, что до поправок наставники также закреплялись за лицами, вновь поступившими на государственную службу.
Вместе с тем, наставники не закрепляются за гражданами, поступающими на должности руководителей государственных органов (областного, городского и районного уровня). Это связано с наличием достаточного опыта работы, предъявляемого к кандидатам на указанные должности.
На сегодняшний день период прохождения испытательного срока составляет 3 месяца и исчисляется с момента издания акта государственного органа о приеме его на работу.
Поправками также исключен резерв наставников, при этом требования к наставникам остались неизменными — это наличие стажа государственной службы не менее двух лет, высоких профессиональных качеств, результатов оценки деятельности не ниже «эффективно», а также отсутствие дисциплинарных взысканий.
Вносились ли изменения в законодательство в связи с пандемией в стране?
Да, сложившеяся ситуация требовала принятия определенных поправок, обеспечивающих максимально оперативные действия при принятии кадровых решений в соответствующих отраслях.
В июле текущего года в Правила проведения конкурса на занятие административной государственной должности корпуса «Б» внесены соответствующие изменения. Так, в случае введения ограничительных мероприятий, срок приема документов
для участия в конкурсе на занятие вакантных должностей по решению конкурсной комиссии может составлять один рабочий день. В обычном порядке данный срок составляет от трёх до семи рабочих дней.
Сроки назначения кандидата, получившего положительное заключение конкурсной комиссии, в указанном случае, также сокращены. Таким образом назначение может осуществляться со дня заседания конкурсной комиссии.
Главой государства Токаевым К.К. 3 июля 2020 года подписан Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам государственной службы». Что изменилось с принятием данного закона?
Да, Закон предусматривает распространение проекта «С дипломом в село» на государственных служащих.
Во-первых, впредь государственные служащие аппаратов акимов сел, поселков, сельских округов, прибывшие для работы и проживания в сельские населенные пункты, могут претендовать на получение подъемного пособия и социальной поддержки для приобретения либо строительства жилья. Ожидается, что данные изменения повысят привлекательность государственной службы на селе.
Во-вторых, в стаж государственной службы включен период временного исполнения обязанностей административной государственной должности до получения результатов специальной проверки. Данное изменение дает благоприятный эффект в подсчете стажа государственной службы, в особенности при назначениях на вышестоящие должности.
Еще одним новшеством закона является оптимизация конкурсных процедур, то есть объединение внутреннего конкурса среди служащих всех государственных органов с общим конкурсом. Поправка существенно сократила время проведения конкурсных процедур, также ожидается повышение эффективности заполнения вакансий.
Вместе с тем, установлен запрет на увольнение в связи с переходом на другую государственную должность лиц, в отношении которых рассматривается ответственность за коррупционное правонарушение либо совершение дисциплинарного проступка, дискредитирующего государственную службу.
Такие ограничения направлены на недопущение увода от ответственности лиц, совершивших правонарушения.
Нововведением является также возможность установления квалификационных требований к отдельным политическим должностям по решению Главы государства.
Следующая поправка нацелена на повышение социальной защиты государственных служащих. Так, освобождены от обязательной ротации государственные служащие, являющиеся многодетными родителями.
Еще одно новшество предоставляет право согласования территориальным подразделениям уполномоченного органа по делам государственно службы внеконкурсного занятия государственных должностей корпуса «Б» сельскими акимами в течение одного года после окончания срока их полномочий.
Согласно изменениям лицо в течение тридцати календарных дней со дня увольнения с государственной службы вправе принять участие в конкурсе и выборах на занятие должности корпуса «Б» либо занять эту должность по итогам конкурса без прохождения тестирования при условии, если оно не состояло в трудовых отношениях с иными физическими и юридическими лицами, не являющимися государственными органами, а также не выезжало за пределы Республики Казахстан.
Вместе с тем, из числа оснований для прекращения государственной службы исключены случаи непередачи в доверительное управление принадлежащих административным государственным служащим на праве собственности облигаций и паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов.
В заключении хотелось бы отметить, что внедрение перечисленных новшеств повысит эффективность и мобильность государственных органов в решении кадровых вопросов, будет способствовать устранению кадрового дифицита на сельском уровне, а также усилит социальную защищенность государственный служащих.