В условиях современного правового государства особое значение приобретает взаимодействие граждан и юридических лиц с государственными органами. Обращения, поступающие от населения, являются важнейшим источником информации о текущих проблемах, уровне доверия к власти, а также о необходимости совершенствования государственной политики и административных решений. Именно поэтому обеспечение прозрачности, открытости и эффективности рассмотрения обращений – один из приоритетов государственной политики.
Глава государства Касым-Жомарта Токаев неоднократно подчеркивал важность качественного рассмотрения обращений граждан в своих посланиях народу.
В Послании от 1 сентября 2024 года он отметил: «Особо важно подчеркнуть, что в стране начала формироваться единая экосистема по работе с обращениями граждан. Эта система позволяет точнее определять потребности и ожидания населения. Для повышения эффективности своей работы, государственным органам следует уделять больше внимания аналитике обращений, выявлению системных проблем и своевременному реагированию на них».
Государственными органами особое внимание уделяется вопросам своевременного и качественного рассмотрения обращений граждан и организаций. Каждый запрос, жалоба или заявление рассматриваются в установленном порядке, с обязательным уведомлением заявителя о принятых мерах.
Существенную роль в этом процессе играет информационная система «е—Otinish» – цифровая платформа, внедрённая для регистрации, отслеживания и анализа обращений, поступающих в государственные органы. Система обеспечивает удобную и доступную форму подачи обращений, позволяет гражданам контролировать ход их рассмотрения в режиме реального времени, способствует снижению бюрократической нагрузки и повышению оперативности откликов.
Посредством системы «е—Otinish» обращения регистрируются централизованно, что исключает возможность их игнорирования или потери. Государственные органы получают единый инструмент для аналитики и контроля качества предоставляемых ответов. Это позволяет не только своевременно реагировать на обращения, но и выявлять системные проблемы, требующие комплексного решения.
Комитетом по правовой статистике и специальным учетам Генеральной прокуратуры Республики Казахстан и его территориальными департаментами осуществляется единый учет обращений физических и юридических лиц путем формирования статистического отчета «О рассмотрении обращений, сообщений, запросов, откликов, предложений» формы №1-ОЛ.
Анализ обращений, поступивших в органы Акмолинской области, показывает, что жители региона активно пользуются правом на обращение. Это говорит о высоком уровне гражданской активности и доверии к цифровым механизмам обратной связи.
Так, согласно данным отчета формы №1-ОЛ за 7 месяцев 2025 года в государственные органы Акмолинской области поступило 84 285 обращений, сообщений, запросов, откликов, предложений. Рост в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, когда поступило 68 172 обращения, составил 23,6%.
В основном обращения поступают в видезаявлений (59 761), жалоб (5 768) и запросов – (14 577).
По Акмолинской области наибольшее количество обращений, сообщений, запросов, откликов, предложений поступило в местные исполнительные органы – 43 248, органы Министерства внутренних дел – 12 153, Министерства финансов – 5 346, НАО «Государственная корпорация» «Правительство для граждан» – 5 095, органы прокуратуры – 4 034 иМинистерства юстиции – 3505.
Учет каждого обращения – это гарантия того, что вопросы каждого жителя будут услышаны. Система «е—Otinish» – это не просто платформа, это символ открытости власти и готовности реагировать на вызовы времени. И именно благодаря таким системам государство становится ближе к людям, оперативно решая их вопросы и создавая условия для комфортной жизни, а наличие механизмов общественного и ведомственного контроля, а также прокурорского надзора, подтверждает, что каждый гражданин может рассчитывать на защиту своих прав и получение объективного ответа от государства.
ДепартаментаКомитета
по правовой статистике и
специальным учетам ГП РК
по Акмолинской области
Мұқан Дана Раймбекқызы