О социальной проблеме, такой как вандализм рассказала заведующая отделом охраны памятников, археологии, градостроительства и архитектуры КГУ «Центр по охране и использованию историко-культурного наследия» Управления культуры Акмолинской области Гульмира Жаманова.
Термин «вандализм» возникво времена Великой Французской революции, появление которого связывают именно с разграблением Рима в 455 году восточно-германским племенем под предводительством короля Гейзериха. В XIX веке слово «вандализм» прочно вошло в употребление как обозначение бессмысленного разрушения или порчи произведений искусства, памятников архитектуры и культуры.
В Казахстане под термином вандализм в статье 294 Уголовного кодекса Республики Казахстан имеется ввиду осквернение объектов историко-культурного наследия, памятников истории и культуры, природных объектов, охраняемых государством, надписями или рисунками, или иными действиями, оскорбляющими общественную нравственность, и наказывается штрафом в размере от пятидесяти до ста шестидесяти месячных расчетных показателей либо исправительными работами в том же размере, либо привлечением к общественным работам на срок до ста шестидесяти часов, либо арестом на срок до сорока суток.
В кодексе об административных правонарушениях в Республике Казахстан, в статье 448 предусмотрена административная ответственность несовершеннолетних где, вандализм, то есть осквернение объектов историко-культурного наследия, памятников истории и культуры, природных объектов, охраняемых государством, надписями или рисунками, или иными действиями, оскорбляющими общественную нравственность, совершенное несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет, и влечет штраф на родителей или лиц, их заменяющих, в размере пятнадцати месячных расчетных показателей.
Вандализм является проявлением того, что общество нездорово и переживает кризис. Примеромприродного вандализма могут служить надписи на скалеЖумбатас в курортном месте Боровое Бурабайского района, на протяжении нескольких лет периодически появляютсяновые надписи, такая же судьба у пещеры Кенесары являющейся сакральным объектом, где его стены исписаны именами, граффити, что по сути демонстрация общественных норм, правил.
Раскрыть каждое второе преступление в стране, совершенное вандалами удаётся правоохранительным органам с помощью камер видеонаблюдения. Но с природным вандализмом не всегда удается задержать правонарушителя, они часто уходят от ответственности и как следствие безнаказанность порождает вседозволенность.
С каждым годом количество охраняемых историко-культурных объектов растет, что говорит об актуальности проблемы сохранения памятников историко-культурного наследия. Соответственно объекты историко-культурного наследия требуют особого внимания.
В наших руках не допустить разрушения, бороться с вандализмом на всех уровнях общественной системы иформировать в общественном сознании культуру поведения, при которых как минимум надпись на «память» на объекте истории, культуры и природном объекте, не воспринималась нормой казахстанского образа жизни.
Нам следует выработать социальные нормы при которых сформируется новая культура поведения, усилится чувство принадлежности к истории и уважения к объектам историко-культурного наследия и природе.