Переработка шкур и шерсти, а также их экспорт являются одной из серьезных проблем аграрной отрасли не только Акмолинской области, но и всего Казахстана. Об этом говорили участники очередного заседания отраслевого совета АПК и пищевой промышленности, прошедшего на площадке Региональной палаты предпринимателей.
По мнению фермеров, после введения экспортной пошлины шкуры стали невостребованными. Их вывоз стал экономически нецелесообразным, а внутри страны спрос на них практически отсутствует.
«Закупочные цены на шкуры внутри страны обвалились. В результате миллионы шкур были попросту утилизированы. Ежегодно в республике получают огромное количество шкур. Около 3,4 млн штук дает забой крупного рогатого скота, 7,9 млн – МРС. Речь идет о ценном сырье, которым во всем мире дорожат, широко используют в легкой промышленности и других отраслях. Однако в Казахстане перерабатывается только 15% сырья от КРС. Еще хуже обстоит дело со шкурами мелкого рогатого скота, они практически не востребованы», — говорит председатель совета АПК и пишевой промышленности Куаныш Ракишев.
По словам директора ТОО «МВ4» Азамата Шалмагамбетова, в текущем году предприятию удалось реализовать сырье лишь однажды, предоставив порядка 8 тонн Таразскому кожевенному заводу.
«Предлагаемая цена — 130 тенге за мокросоленую шкуру КРС — низкая и неактуальная. Это демотивирует переработчиков. У нас склад полный, не знаем куда это девать, тем более летом шкура портится. К тому же мы несем убытки из-за затрат на складирование. Считаю необходимым разделить шкуру на товарную и нетоварную, и дать разрешение мясокомбинатам на экспорт шкур. Лучше пусть все сырье вывозится и обрабатывается за пределами страны», — сказал Азамат Шалмагамбетов.
Предприниматель считает, что для развития отрасли необходимо внести поправки в Налоговый кодекс, так как при экспорте продукции возникает проблема с НДС.
«Сбытовые конторы не могут работать, так как у них проблемы со входящим НДС, это повсеместная проблема. Если бы была возможность для функционирования сбытконтор, сбора сырья у сельхозпроизводителей, тогда бы у них появился экономический стимул. Таким образом можно убить двух зайцев: в первую очередь посредники выйдут из тени, появится добавленная стоимость, увеличится налоговая база, а сбытконторы тогда запустятся на полную мощь. Мешает еще один архаизм — прием сырья не выше 282 МРП. Если снять эти ограничения, рынок заработает», — рассуждает бизнесмен.
По словам заместителя руководителя облуправления сельского хозяйства и земельных отношений Хасыма Иткусова, проблемой сегодня озадачены и правительстве.
«Мы потеряли рынки по реализации, тому виной непродуманные решения по запрету экспорта. Сейчас принимаются меры по возобновлению экспортных позиций. Ранее большим экспортером был Китай, сейчас это Россия. Для стимулирования существует программа инвестиционного субсидирования, в которую добавлен паспорт проекта по созданию новых и расширению старых предприятий по обработке шкур. Порядка 25% государство готово возместить. Что касается нашей заготовительной сети, которая на самом деле утрачена в связи с отсутствием сбыта, параллельно налаживая сбыт и реализацию, мы можем часть стимулировать и прокредитовать заготовительные пункты посредством программы Ауыл Аманаты», — прокомментировал Хасым Иткусов.
«В свою очередь Палатой предпринимателей Акмолинской области было направленно предложение в НПП «Атамекен» о внесении изменений в соответствующие постановления правительства по поводу необходимости добавления ОКЭД 10110 «Переработка и консервирование мяса», а также «Дубление и выделка кожи», — отметил директор РПП Ерканат Мусылманбек.