Бюджет Акмолинской области растет с каждым годом, об этом стало известно в ходе эксклюзивного интервью с председателем Государственного учреждения «Ревизионная комиссия по Акмолинской области» Канатом Есмагамбетовым. Из интервью вы узнаете, в каком направлении работает ведомство, сколько видов аудита действует в стране на сегодняшний день, с какими проблемами сталкиваются сотрудники ревизионной комиссии и какие перспективы ожидать в сфере аудита региона.
— Канат Баярстанович, расскажите о себе, где Вы родились, как начинался трудовой путь?
— Родился в Ерейментауском районе, там же окончил среднюю школу. После ее окончания начал работать разнорабочим на хлебной базе. Затем по направлению трудового коллектива поступил на учебу в Высшую школу МВД. После ее успешного завершения более 30 лет прослужил в правоохранительных органах, в том числе 11 лет в Ерейментауском районе. Начинал в уголовном розыске, но, в основном, служба была связана, практически с начала 90-х годов, с противодействием экономическим и коррупционным правонарушениям. У меня были хорошие наставники и руководители, и то, что сейчас продолжаю трудовую деятельность в сфере государственного аудита, прежде всего, их заслуга.
— Вы на данной должности более одного года, какие результаты для вас являются значимыми на сегодняшний день?
— Значимым является то, что деятельность ревизионной комиссии переориентирована на комплексный анализ, проверку и оценку эффективности использования национальных ресурсов: производственных, финансовых, кадровых, информационных, природных. Для ревизионной комиссии приоритетным из трех типов госаудита является аудит эффективности, который позволяет дать оценку результативности и эффективности работы объектов государственного аудита. Подобный подход позволил достичь определенных положительных результатов в нашей работе.
— Насколько рационально реализуются нацпроекты в нашей области?
— В последние годы наблюдается положительная динамика в социально — экономическом развитии нашей области. Успешно реализуются национальные проекты, на достаточно высоком уровне исполняется План развития Акмолинской области. Наша миссия как органа внешнего государственного аудита – это содействие в укреплении экономической стабильности в регионе в рамках своих полномочий.
— С какими нарушениями чаще всего сталкиваетесь?
— В соответствии с имеющимся в органах внешнего госаудита Классификатором мы выявляем различного характера финансовые нарушения, факты неэффективного и необоснованного планирования и (или) использования бюджетных средств и активов, а также системные недостатки и проблемы. За 9 месяцев текущего года сумма установленных ревизионной комиссией финансовых нарушений составила более 53 млрд. тенге — это довольно значительная сумма, но здесь нужно учесть, что ее львиную долю составляют нарушения при ведении бухгалтерского учета и составлении финансовой отчетности. Хотел бы особо подчеркнуть, что выявление нарушений не является нашей самоцелью. Для ревизионной комиссии в приоритете выявление системных проблем в сфере экономики и финансов, установление их причин и разработка соответствующих рекомендаций для заинтересованных лиц, в том числе и для объектов госаудита. К примеру, причиной нарушений бухучета и ведения финансовой отчетности являются, прежде всего, недостаточная квалификация бухгалтерских работников, их низкая заработная плата.
— Какая работа ведется вами в данном направлении, чтобы исправить ситуацию?
— Для исправления той или иной неблагоприятной в экономике ситуации ревизионная комиссия разрабатывает необходимые рекомендации, предписания. Содержание рекомендаций ревизионной комиссии по итогам государственного аудита направлено на совершенствование законодательства, повышение качества организации работы объектов госаудита, эффективности функционирования конкретной отрасли экономики области. В свою очередь, предписания — это меры финансового контроля. Наряду с этим, совместно с местными исполнительными органами постоянно проводим семинары для бухгалтеров, обращаем внимание на характерные нарушения и их причины. Все это, в комплексе дает свой эффект.
— Многие граждане не понимают различия между вашим ведомством и департаментом внутреннего аудита, в чем особенность вашего ведомства?
— В системе органов государственного аудита ревизионная комиссия отнесена к категории органа внешнего государственного аудита, а департамент внутреннего госаудита — органов внутреннего госаудита. Для ревизионной комиссии, как уже отмечал, приоритетным является аудит эффективности. Так же, наш правовой статус иной, поскольку мы орган внешнего государственного аудита, то у нас и порядок назначения совсем другой, мы подотчетны перед сессией маслихата. Ежегодно, по итогам исполнения бюджета области, согласно Бюджетному кодексу РК, после доклада акима области об исполнении бюджета с содокладом выступает председатель ревизионной комиссии. Только один этот факт указывает какая на нашем ведомстве большая ответственность перед населением области.
— Какие перспективы вашей деятельности в дальнейшем вы видите?
— Прежде всего, это дальнейшее повышение качества аудиторских и экспертно- аналитических мероприятий. В этих целях необходимо укрепление кадрового потенциала, где важным является увеличение количества работников, имеющих сертификат государственного аудитора. Чтобы провести аудиторскую проверку нашим специалистам в обязательном порядке требуется названный сертификат. Это определенная лицензия. На подготовку такого работника уходит несколько лет, ему необходимо пройти обучение по пяти дисциплинам, сдать экзамены в центре национального тестирования при агентстве государственной службы, затем пройти собеседование национальной комиссии по сертификации, это несколько сложных этапов и большой труд, который проходят наши сотрудники.
— Почему растет тенденция нехватки кадров?
— Тенденция нехватки человеческих ресурсов или кадров ревизионной комиссии наблюдается с 2015 года, с момента принятия Закона «О государственном аудите и финансовом контроле». Закон наделил ревизионную комиссию новыми, дополнительными функциями. Если мы до принятия Закона проводили ревизии, то с момента его введения в действие — проводим полноценный государственный аудит. Со дня своего создания в 2011 году штатная численность ревизионной комиссии остается неизменной — 45 единиц. Если учитывать, что бюджет области с 90 млрд в 2011 году вырос до 650 млрд в текущем году, а также учитывая вышеупомянутые изменения в Законе, то это означает что у нас недостаточная штатная численность, а объем работы значительно вырос. На сегодняшний день нам не хватает порядка 15 единиц. Но, несмотря на это, благодаря каждому нашему сотруднику, определенный результат за последние два года достигнут.
Вопрос кадров осложнен и недостаточным социальной обеспеченностью государственных аудиторов. У ревизионной комиссия нет своего служебного жилья. В прошлом году один из наших сертифицированных работников уехал в Астану по причине отсутствия жилья. Снимает частное жилье и руководство ревизионной комиссии. Отсутствие служебного жилья является для нас большой проблемой. Так же, уровень оплаты труда работников ревизионной комиссии оставляет желать лучшего, у нас он практически наравне с объектами, которые мы проверяем. На сегодняшний день остро стоит вопрос отнесения категории должностей ревизионной комиссии к более высокому уровню, который позволит существенно повысить уровень их оплаты труда. Для решения всех этих вопросов нами внесены конкретные предложения в уполномоченные государственные органы.
— В обществе сложилось такое понятие, что ревизоры карательный орган, в чем ваш личный интерес к работе как человека и гражданина страны?
— Ревизионная комиссия такой же государственный орган, который ни в коем случае не является карательным. Наша задача, как уже отмечалось, в выявлении системных проблем, связанных с планированием, поступлением, расходованием бюджетных средств и активов государства. Мой личный интерес в сфере государственного аудита — это повышение качества жизни каждого жителя Акмолинской области посредством повышения эффективности как своей работы как руководителя, так и всей деятельности ревизионной комиссии. Поскольку имею определенный многолетний опыт работы в этой сфере и соответствующую профессиональную подготовку (сертификаты государственного аудитора высшей категории, эксперта — оценщика в сфере противодействия отмыванию незаконных доходов и финансирования терроризма), то важным считаю преемственность поколений. Необходимо более опытным работникам и руководителям передавать свой положительный опыт работы и делиться своими знаниями с молодыми работниками органов государственного аудита. В этой работе необходимо упор делать на развитии аналитических способностей начинающих государственных аудиторов, укреплении их добросовестности.
— Год подходит к концу, с какими результатами будете его заканчивать?
— По итогам девяти месяцев текущего года, по сравнению с прошлым годом, наблюдается положительная динамика по многим нашим отраслевым показателям. Но самое главное для нас не количественные показатели, а качество внешнего государственного аудита.
— Вы представляете собой структуру внешнего государственного аудита, на региональном уровне, каково ваше взаимодействие с местной властью?
Мы работаем в тесном взаимодействии с местными исполнительными и представительными органами. На постоянной основе налажен взаимный обмен информацией. Принимаем активное участие на совещаниях акиматов и маслихатов, где обсуждаются актуальные вопросы местного бюджета, развития области. Совместно с акиматами проводим обучающие семинары, практикуем выездные заседания ревизионной комиссии. То есть наше сотрудничество носит комплексный характер.
— Каким образом налажена международное сотрудничество в столь важной сфере как гос аудит?
— Международное сотрудничество, в соответствии с Законом, ревизионной комиссией осуществляется на базе Высшей аудиторской палаты Республики Казахстан — высшего органа государственного аудита и финансового контроля, который занимается методологическим обеспечением, повышением квалификации кадров работников системы государственного аудита страны. К примеру, в августе текущего года ревизионная комиссия приняла активное участие в работе международного семинара, организованной рабочей группой АЗОСАИ по экологическому аудиту. В работе ревизионной комиссии применяю и свой опыт делового сотрудничества, в бытность работы в Счетном комитете по контролю за исполнением республиканского бюджета, с коллегами из других государств (Венгрии, Грузии и др.). Следует отметить, что у коллег больше используются информационные ресурсы и технологии в работе, предметное внимание уделяется исключению конфликта интересов на государственной службе, в том числе и в органах государственного аудита.
— Часто в организациях сотрудники жалуются на не паритетность стимулирования труда работников, морального и иного поощрения, как в вашей организации обстоят с этим дела?
— В соответствии с законодательством правом любого руководителя является стимулирование сотрудников, в том числе морально и материально. В ревизионной комиссии используются все формы стимулирования труда работников на основе оценки результатов работы, соблюдения установленных требований каждым работником. Любой работник должен знать, что его работу высоко ценят.