Как учатся в обычных школах дети с особыми образовательными потребностями
Всё больше кабинетов поддержки инклюзивного образования в Казахстане открывают в рамках государственной программы «Расширение сети ресурсных кабинетов поддержки инклюзивного образования», рассчитанной на 2020-2025 годы. Такие кабинеты создают максимально комфортные условия для включения в общеобразовательный процесс детей, имеющих особые образовательные потребности, передает informburo.kz.
Справка Informburo.kz
В Казахстане действуют 641 кабинет поддержки инклюзивного образования.
В ближайшие годы откроют ещё 122 ресурсных кабинета:
- в 2023-м – 42;
- в 2024-м – 40;
- в 2025-м – 40.
Инклюзивное образование является одним из важнейших звеньев системы образования и призвано обеспечить доступность качественного образования для всех и каждого.
Миссия кабинетов, где работают педагоги-психологи, учителя-логопеды, социальные педагоги, педагоги-ассистенты, – устранение информационных и коммуникативных барьеров, создание комфортных условий для погружения детей с особыми образовательными потребностями в школьную жизнь.
Организованное пространство кабинета поддержки инклюзивного образования в школе – это современное пространство, которое состоит из четырёх функциональных зон, связанных с решаемыми ими задачами:
- зона консультаций родителей;
- зона релаксации ребёнка (снятие умственного переутомления и информационной перегрузки, регулирование эмоционального фона, нейтрализация стрессовых состояний);
- зона командной работы педагогов;
- зона индивидуальных занятий.
Таким образом, в школе создается дружелюбная атмосфера и комфортные условия для развития любого ребёнка.
Для кабинетов поддержки инклюзивного образования разрабатывают особый дизайн, их оснащают специальным оборудованием. Располагают эти кабинеты обычно на первом этаже учебных заведений недалеко от главного входа.
Из обязательных требований к кабинетам поддержки: широкий дверной проём без порожка; правильная прямоугольная форма; декор в светлых пастельных тонах.
Дополнительно кабинеты могут оснащать аппаратно-программными комплексами для реабилитации и коррекции нарушений слуха, речи, зрения.
Безусловно, дети c особыми образовательными потребностями требуют комплексного подхода к их образованию и социализации со стороны школы и педагогического коллектива. Специалисты указывают на необходимость методического, организационно-информационного сопровождения, адаптации среды, создание индивидуальных образовательных маршрутов, в некоторых случаях дополнительную поддержку специальных педагогов.
По информации главного специалиста отдела дошкольного и общего среднего образования управления образования Акмолинской области Марал Коспановой, только в этом регионе проживает свыше 12 тысяч особенных детей, около 1700 имеют инвалидность.
«Всего по области функционирует 21 ресурсный кабинет поддержки инклюзивного образования, в этом году свои двери откроют 29 кабинетов, до 2025 года планируется открыть 87 кабинетов. Необходимым условием успешности инклюзивного образования является укрепление материально-технической базы. За три года в Акмолинской области приобрели свыше 20 единиц специального автотранспорта, в том числе автобус для подвоза детей в специальную школу-интернат №1 Кокшетау. В этом году за счёт бюджетных средств планируется приобрести ещё шесть единиц спецтранспорта», – подчеркнула Марал Коспанова.
Учитель начальных классов общеобразовательной школы №4 Кокшетау Арзу Сертаева рассказала, что в школе работают с «особенными» учениками с учётом их психофизического развития и рекомендаций, данных ПМПК (психолого-медико-педагогических консультации).
По словам педагога, у детей, обучающихся в кабинете поддержки инклюзии, появились положительные сдвиги в поведении. Они стали особенно заметны по окончании периода адаптации детей в учреждении образования.
«Ассистент и родители, заполняя специальный лист коммуникаций, ежедневно обмениваются информацией об ученике, его успехах в школе и дома. В нём описывают всё: события, сон, самочувствие, какие медикаменты принимал ребёнок и так далее. Если ассистент видит, что ученик не спал, был возбуждён, то, скорее всего, снизит учебную нагрузку, чтобы предотвратить нежелательное поведение. Наши родители отмечают положительную динамику такого информационного обмена», – отметила Сертаева.
Руководитель отдела по защите прав детей и специального, инклюзивного образования управления образования Мангыстауской области Шынар Байдуллаева сообщила, что в названном регионе свыше 8000 детей с особыми образовательными потребностями.
«19 организаций специального образования оказывают психолого-педагогическую поддержку детям этой категории. В прошлом году в области открыли два специальных учреждения – филиал Актауского кабинета психолого-педагогической коррекции и Специальный детский сад №6. В общеобразовательных учреждениях 1657 детей учатся по линии инклюзии. Во время последнего учебного года удалось оснастить техническими средствами обучения, мебелью и оборудованием кабинеты и мастерские, приобрели для школ почти 1500 экземпляров учебников и учебно-методических комплексов», – рассказала Шынар Байдуллаева.
Оборудование спортивной зоны кабинетов состоит из матов, стеновых панелей, мячей, гамака и батута. Для дополнительных индивидуальных занятий с педагогами в классе стоят специальные парты и стулья, имеется оборудование и для групповой работы.
Учащихся кабинета на уроках сопровождает педагог-ассистент. Если ученик быстро устаёт и не усваивает учебный материал вместе с классом, ассистент приводит его в кабинет поддержки инклюзии и занимается с ним дополнительно. Для этого кабинет обеспечили не только нужным оборудованием, но и методическими, наглядными пособиями.
Отметим, в Мангыстауской области для охвата детей с особыми образовательными потребностями в отдалённых населённых пунктах в 2023 году запланировано открытие кабинетов психолого-педагогической коррекции в городе Форт-Шевченко Тупкараганского района, в 2024 году – в селе Боранкул Бейнеуского района и в 2025 году – психолого-медико-педагогической консультации в селе Жетыбай Каракиянского района.