spot_img
Суббота, 23 ноября, 2024
-14.7 C
Кокшетау

Дети должны жить в семье

Вам может быть интересно

В то время, как мировая, да и казахстанская, практика показывает, что на смену детским учреждениям интернатного типа должны прийти профессиональные и приёмные семьи, детские деревни и дома семейного типа, у нас продолжают держаться за старые формы обустройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Разбираемся, кому это может быть выгодно и почему тормозится реформа.

ООН рекомендует

В 1994 году Республика Казахстан ратифицировала Конвенцию ООН о правах ребёнка.  Тем самым государство возложило на себя обязательства по защите данных прав, в числе которых выделяется право детей жить и воспитываться в семье. И в целях реализации этого права Казахстан должен направить все усилия на деинституализацию системы воспитания детей в интернатных учреждениях.

В 2010 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Резолюция №А/RES/64/142 «Руководящие указания по альтернативному уходу за детьми», призванная укрепить осуществление Конвенции о правах ребёнка и соответствующих положений других международных договоров, касающихся защиты и благополучия детей, лишённых родительского ухода или рискующих его лишиться. К защите детей, оставшихся без попечения родителей, относятся и ключевые рекомендации Резолюции о правах ребёнка A/RES/74/133, принятой на Генеральной Ассамблее ООН 18 декабря 2019 года.

В Казахстане для защиты прав таких детей объединились многие НПО, и во взаимодействии с госорганами это дало хороший результат (пусть и не такой быстрый, как хотелось): к настоящему моменту в госучреждениях интернатного типа осталось уже меньше 4,5 тысяч детей.

Проект «Казахстан без сирот», реализуемый ОФ «Добровольное общество «Милосердие» и Комитетом по охране прав детей (КОПД) Министерства просвещения РК при поддержке Фонда развития социальных проектов «Samruk-Kazyna Trust», направлен на изменение системы государственной опеки над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей – с тем, чтобы каждый такой ребёнок мог реализовать своё право расти и воспитываться в семье. В рамках проекта, в том числе, работает РБД (Республиканский банк данных детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц, желающих принять детей на воспитание в свои семьи).

Сейчас разрабатывается базовая система социального обеспечения и ухода за детьми, предусматривающая внедрение в Казахстане института профессиональных приёмных семей, в чём особо помогают такие НПО, как ОФ «Ана үйі» («Дома мамы»), ЧФ «Благотворительный фонд «Позитив Үміт», Учреждение «Ковчег», эксперты ОФ «Сообщество приёмных родителей Казахстана» и европейского фонда «SOCIEUX+», являющегося экспертным центром Европейского союза по вопросам занятости населения, охраны труда и социальной защиты (см. «Приезд в Казахстан экспертов европейского фонда «SOCIEUX+» и «Европейские эксперты делятся опытом по созданию системы патронатного воспитания»).

Cui prodest?

Фраза «Is fecit cui prodest», означающая в переводе с латыни «Сделал тот, кому выгодно», дошла до наших времён как универсальный ключ в поиске тех, кому выгодно то или иное преступление или деяние (Cui bono? Cui prodest?).

В частности, «Ана үйі» и КОПД провели анализ расходов бюджета на содержание детей в семейных формах устройства (опека, патронаж, приёмные семьи, детские дома семейного типа) и в госучреждениях, который показал непропорциональное распределение общей суммы затрат в 33,6 млрд тенге:

— на 18 616 детей в семейных формах устройства тратится из бюджета 7,5 млрд тенге (в среднем 402 879 тенге на ребёнка в год);

— на 4 916 воспитанников (в тот период) детских госучреждений – 26,1 млрд тенге из бюджета (в среднем 5 309 194 тенге на ребёнка в год).

Получается, что расходы на воспитание ребёнка в госучреждениях превышают расходы на детей в семьях в 13 (!) раз.

Данное положение дел говорит об отсутствии у руководителей местных органов власти задачи по устройству детей в семьи, так как даже поверхностный анализ показал, что бюджет не формируется в сторону увеличения расходов на семейные формы. Также нет систематического мониторинга и контроля, и самое главное – нет стратегической задачи по развитию альтернативных форм устройства детей. Соответственно, и руководители учреждений не заинтересованы устраивать детей, у них нет ключевых показателей эффективности по устройству, поиску кандидатов и работе с кровными семьями.

Вышеуказанные факторы привели к тому, что деинституциализация ведётся крайне медленно, если не сказать, что вообще не ведётся, остановившись на цифре 4-4,5 тысяч детей в учреждениях интернатного типа.

В большинстве своём учреждения реорганизовываются в региональные центры поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, но меняются лишь наименования, а суть – содержание детей в госучреждении и размеры его финансирования – остаётся той же. В домах ребёнка также большая часть детей – это дети из семей с «трудной жизненной ситуацией», у которых есть родители, но малыши находятся в учреждении до трёх лет, получая весь разрушительный и необратимый вред от отсутствия семьи, постоянных взрослых, индивидуальной любви и опеки.

К сожалению, для многих детей время упущено. Так, сегодня 80% воспитанников учреждений – это дети от 7 до 17 лет, из них 64% детей имеют братьев и сестёр, 43% детей имеют заболевание. Однако у 90% детей есть чёткий правовой статус для устройства в семью. Чего не происходит!

Внедрять – и как можно быстрее!

КОПД МП РК, совместно с НПО проанализировав законодательство, выявил несоответствия подзаконных нормативных правовых актов Кодексу РК «О браке (супружестве) и семье»:

— по срокам устройства в семью, основаниям помещения детей в учреждения;

— по оценке потребностей и компетенции органа, осуществляющего оценку;

— по критериям передачи в семью детей по форме «приёмная» и «гостевая семья», и многое другое.

С учётом текущей ситуации и мирового опыта наиболее эффективной формой устройства детей является внедрение института профессиональных приёмных семей, которые заменяют госучреждения. Для этого необходимо внесение изменений и дополнений в законодательство, а также требуется трансформация самой системы.

Дома ребёнка должны трансформироваться в центры раннего вмешательства, оказывая раннюю помощь детям, имеющим риски по здоровью, и предотвращая детскую инвалидность. А детские дома – в центры, где будет внедрена эффективная модель социальной службы, оказания помощи детям и семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации (с целью предотвращения оставления ребенка), а также подготовки этих семей и приёмных семей по сопровождению и мониторингу, включающая все аспекты обязательств госорганов (опеки, соцзащиты, медицины, юстиции, правоохраны и надзора и т. д.).

Да, не все дети могут (или хотят) быть устроенными в семьи, и для этого существуют семейные формы, которые есть и в Казахстане. Например, детские деревни, такие как Корпоративный фонд «SOS Детские деревни Казахстана», или детские дома семейного типа, такие как Учреждение «Ковчег».

Выводы финансового анализа, сделанного фондом «Ана үйі» («Дома мамы»), говорят о том, что дополнительного финансирования института профессиональных семей, развития института приёмных семей, содержания детских деревень и домов семейного типа – не требуется. Трансформация возможна внутри имеющихся бюджетных средств.

Уже проведены большие дискуссии с Парламентом, Правительством, Администрацией Президента и НПО, принято решение о принятии закона о профессиональных семьях, идёт работа над законопроектом, и в нынешнем году стоит задача принять данный закон и разработать все необходимые НПА.

Ведь, учитывая, что количество детей в таких учреждениях составляет меньше 4,5 тысяч, а количество граждан, желающих стать приёмными родителями – порядка 7 тысяч, мы находимся на этапе, когда именно сейчас внедрение института профессиональных семей на смену госучреждениям интернатного типа должно дать максимальный эффект.

Главное – не гены, а воспитание

С 1 января 2022 года Управлением образования Акмолинской области совместно с ОФ «Ана үйі» реализуется пилотный проект по внедрению института приёмных профессиональных семей. Почему для этого был выбран Центр поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в городе Акколь?

Дело в том, что здесь уже несколько лет реализуется проект «Балажан», направленный на создание условий для детей, максимально приближенным к семейным. Его продолжением и стал проект по устройству воспитанников Центра в приёмные семьи, либо возврата в кровные. Для этого организовали две группы по восемь детей по модели «Как дома». Специалисты разработали 85 индивидуальных планов развития и жизнеустройства воспитанников. 263 кандидатов в усыновители прошли психологическую подготовку, 17 приёмных родителей изъявили желание участвовать в новом проекте. Для специалистов, оказывающих профессиональную помощь и поддержку замещающим семьям, разработали методические рекомендации по организации профилактики социального сиротства.

В декабре 2022 года КОПД Министерства просвещения РК, акимат Акмолинской области и ОФ «Ана үйі» подписали трёхсторонний Меморандум о взаимопонимании по реализации пилотного проекта создания института профессиональных приёмных семей в Акмолинской области. А 20 февраля 2023 года аким Акмолинской области Ермек Маржикпаев и исполнительный директор ОФ «Ана үйі» Акжаркуль Клышбаева встретились, чтобы обсудить ход реализации и перспективы первого в стране проекта по развитию профессиональных приёмных (фостерных) семей.

Важно отметить, что в проекте принимает участие и сотрудник ОФ «Детское общество «Милосердие» Мурат Кабылбаев, вместе с женой Орынбасар за десять лет подарившие родительское тепло и заботу 17 детям, 16 из которых – приёмные.

Первых детей супруги взяли из детского дома в 2012 году, когда их родному сыну Ибрахиму не было и двух лет: так в их семью попали Адель, Тамерлан, Толеген и Болат. Через полгода добавились Николай, Оксана и Нина (в семье она стала Машей), через два года – Анастасия, Эмре и Фатих. В 2017 году в семье появились близнецы Магжан и Багжан. И, наконец, в 2021 году ещё четверо – сёстры Елена и Виолетта, братья Артур и Богдан. Самым старшим уже по 19-20 лет. Адель вышла замуж, живёт в Карагандинской области. Юноши учатся в вузах и колледжах. Четверо детей вернулись к кровным родственникам. Но все они по возможности собираются в отчем доме.

Интересно признание самого Мурата: «С первыми десятью детьми мне казалось, что я уже всё знаю о детях, что я – профессионал. Но когда столкнулся с этими двумя мальчиками [Магжаном и Багжаном], понял, что абсолютно ничего не знаю. Эти дети пробыли в детдоме семь лет, а все, кого мы брали раньше – год-полтора. Разница существенная! Я понял, как губительно отражается на психическом и эмоциональном состоянии ребёнка длительное пребывание в большом детском доме, каким бы образцовым он не казался».

 

Написанная Муратом книга «Покажи мне небо» может служить настоящим учебным пособием для потенциальных приёмных родителей. В ней же он делает важное заключение: «Я не верю в генетику. Дети вырастут такими, какими вы их воспитаете!».

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Реклама -spot_img

Последние новости

Свыше 100 акмолинцев заразились ВИЧ

На площадке Региональной службы коммуникации Акмолинской области прошел брифинг, приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИД, который ежегодно отмечается...
- Реклама -spot_img

Похожие новости