В 2018 году, по данным генпрокуратуры, зарегистрировано 516 фактов преступлений, связанных с использованием интернета. А в 2019 году их количество превысило 7 тысяч. Fingramota.kz опубликовали правила, как уберечь себя от финансовых махинаций, сообщает ИА «Aqmola News».
Мошенники и современные технологии: как уберечь свои деньги?
Телефонные звонки
Мошенники звонят казахстанцам на мобильный телефон и представляются сотрудниками банков. При этом они грамотно и уверенно изъясняются, используя банковскую терминологию. К примеру, мошенники заявляют, что по платежной карте обнаружены подозрительные операции, и чтобы их «заблокировать», необходимо вбить в систему данные владельца карты: ИИН, номер телефона, к которому привязана карта, номер банковской карты, номер текущего или сберегательного счета. Когда клиент указывает реквизиты, они просят продиктовать код из SMS-сообщения, отправленного на номер клиента, или набрать его в тоновом режиме на телефоне якобы для блокирования перевода денег. После получения кода мошенники, как правило, меняют номер телефона в интернет-банкинге клиента и выводят деньги со счетов.
Что же делать в такой ситуации? Правильно будет – завершить разговор, и позвонить в обслуживающий банк, чтобы уточнить информацию. Желательно также написать заявление в банк о попытке совершения мошеннических атак на ваши счета.
Есть регламент действий сотрудников банков, в соответствии с которым сотрудники банков никогда не звонят первыми клиенту с требованием предоставить данные по карте, либо полученные SMS. Любое общение по данным вопросам инициируется исключительно клиентом.
Ловушки в онлайне
Здесь часто работают мошенники «под прикрытием». Они уверяют клиента, что хотят приобрести товар и внести предоплату, но для этого нужны, конечно же, реквизиты платежной карты и код из SMS-сообщения, отправленный на номер клиента якобы для активации перевода денег. Схема аналогична первой, как и результат: лжепокупатели выводят все деньги со счетов и исчезают. Кстати, никогда не отправляйте предоплату, не проверив продавца и товар.
Интернет-аферисты могут опустошить ваш счет за считанные секунды, особенно если вы попадетесь «в капкан» фишингового сайта. Это еще одна из разновидностей мошенничества, когда злоумышленники создают клон популярного интернет-магазина, сайта банка либо социальной сети с целью получения реквизитов платежных карт, так называемый фишинговый сайт. И распространяют ссылки на него через имеющуюся базу почтовых адресов, в числе которых может оказаться и ваш адрес.
Чтобы не попасть на уловки, помните несколько правил: нигде не указывайте свои персональные данные; обращайте внимание на оформление сайта; проверяйте правильность ссылки в адресной строке; пользуйтесь защищенным соединением https; фильтруйте подозрительные письма; не пользуйтесь открытыми точками доступа wi-fi для входа в банковские аккаунты. Никому не сообщайте свои конфиденциальные данные: паспортные данные, реквизиты перевода (особенно секретный код перевода).
Простые правила безопасности
Если мошенник владеет достаточной информацией о вас, он может от вашего имени покупать товары и услуги, открывать новые счета, переводить деньги или подавать заявки на получение кредитов.
Чтобы такого не случилось, следуйте простым правилам:
- используйте функции безопасности вашего компьютера и мобильных устройств (антивирусная защита, сложные составные пароли с периодической их сменой, не храните на компьютере или мобильном устройстве личные данные в открытом виде);
- избегайте публикаций личных и банковских данных в Интернете (форумы, социальные сети и т.д.);
- не доверяйте звонкам от незнакомцев, которые представляются сотрудниками финансовых организаций, не раскрывайте им свои персональные данные, особенно PIN-код, CVV-код (трехзначный номер на тыльной стороне карты);
- не открывайте электронные письма, полученные из неизвестных или подозрительных адресов, не переходите по ссылкам, присланным из сомнительного источника по электронной почте, в социальных сетях или в SMS;
- если вы часто совершаете онлайн-покупки, то лучше заведите отдельную карту для интернет-покупок;
- перед совершением онлайн-покупки, убедитесь, что сайт, на котором вы находитесь, действительно принадлежит интернет-магазину, и его адрес начинается с https://, а не с http://;
- подключите сервис SMS — уведомлений к своим платежным картам;
- никогда не отключайте функцию 3D-Secure на вашей платежной карте;
- не храните PIN-коды вместе с карточками, и, конечно же, не разглашайте их никому. Не передавайте свои банковские карты третьим лицам (даже родственникам), в том числе для проведения платежей в кафе и ресторанах.
Срочно обращайтесь в свой банк, если:
- заметили необычную активность на своих счетах;
- не можете получить удаленный доступ к своим счетам;
- вашу карту не принимают к обслуживанию.
Финансовые пирамиды
Самый известный и распространенный способ отъема денег у граждан на все времена – это финансовая пирамида.
Финансовая, или как по-другому ее называют – инвестиционная – пирамида – это модель получения дохода, где происходит перераспределение денежных средств от вновь привлекаемых участников (нижестоящих) к вышестоящим – так называемой «верхушке» пирамиды.
Самая простая схема финансовой пирамиды: первым участникам организатор платит большой доход из собственных средств, первые участники при этом делают небольшой взнос. Некоторое время организатор пирамиды нарабатывает количество участников и репутацию. Вознаграждение оплачивается из средств новых участников. Когда набирается определенное количество участников и большая сумма, организатор исчезает со всеми деньгами участников. Пирамиды с такой схемой часто позиционируют себя как инвестиционные или благотворительные фонды.
Каковы признаки финансовой пирамиды?
- вас просят сделать вступительный взнос, просят привести новых клиентов и т.п.
- обещание высокого вознаграждения, выплаты денежных средств новым участникам из вносов других вкладчиков;
- отсутствие лицензии финансового регулятора на осуществление деятельности по привлечению денежных средств;
- агрессивная реклама, в которой организация публично обещает неслыханно высокий доход, в несколько раз превышающей рыночный уровень;
5) нет точного определения деятельности организации или маскировка под некоторые виды деятельности (инвестиционная компания, сетевой маркетинг, потребительский кооператив др.).