31 января свой день рождения отмечает преподаватель высшей квалификационной категории, педагог-исследователь Куралай Большина. В преддверии этого праздника мы решили взять интервью у нашей героини, которая посвятила образованию 40 лет. Свою карьеру она начинала простым учителем средней школы и дослужилась до педагога исследователя. Куралай Ильясовна в беседе с редактором «Aqmola news» рассказала как относится к молодёжи, которая сидит в гаджетах, как мотивировать студентов чтобы они хотели учиться, каким должен быть преподаватель и о многом другом интересном.
— Куралай Ильясовна, расскажите, пожалуйста, о себе. Где и когда вы родились, кем были ваши родители? Об опыте вашей работы.
— Я родилась в Омской области в далеком 1962 году. Мой отец в свое время окончил Алматинский зооветеринарный институт и работал главным зоотехником в совхозе. Детство моей мамы выпало на военные годы, поэтому, к сожалению, она не смогла получить полного образования и была простой рабочей. Она была очень талантливой: хорошо пела, писала стихи, была рукодельницей. Наши родители понимали, что образованные люди могут в жизни многого добиться, поэтому постарались дать нам достойное образование. Из 6-ых детей трое из нас стали педагогами.
— Сколько лет работаете?
— Я работаю в сфере образования 40 лет. Из них первые 10 лет после окончания Петропавловского педагогического института работала в средней школе учителем русского языка и литературы. Далее почти 20 лет – на кафедре Общего языкознания (позже – Русской филологии) Кокшетауского государственного университета им. Шокана Уалиханова. И теперь уже 10 лет веду специальные дисциплины в Многопрофильном колледже при КУ имени Ш. Уалиханова.
— Сейчас молодежь в основном сидит в гаджетах и мало художественную литературу, что, по-вашему, можно сделать, чтобы пробудить интерес к чтению?
— Вы знаете, когда-то Советский Союз считали «самой читающей страной». Это была правда. Сейчас время другое, но нельзя сказать, что плохое. Просто другое. С развитием новых технологий, гаджетов и прочего изменился темп жизни. Я не могу сказать, что наша молодежь ничего не читает. Она читает другую литературу, чаще в онлайн формате. Здесь важно другое: что именно она читает, какие у нее кумиры, какие ценности? Это более важно, на мой взгляд. И над этим нужно работать и педагогам, и родителям, и общества.
— Кто для вас лучший ученик или студент, какими качествами он должен обладать?
— Для меня не существует понятия «лучший» или «худший» студент. Каждый из них – это отдельный мир, отдельная личность. Кто-то из них может быстрее усваивать материал, кому-то для этого нужно больше времени. Самое главное – это желание учиться, получать знания и новые компетенции. А чтобы у студента была мотивация к учебе, нужно пересматривать методику преподавания. Не стоять на месте, быть в постоянном творческом поиске.
— Какими качествами должен обладать преподаватель, чтобы студенту было с ним комфортно и при этом интересно получать знания? По какому принципу Вы выстраиваете отношения со своими студентами?
— Педагог должен уважать студента, его мнение и взгляды, даже если он с ним не согласен. Постараться создать на занятии атмосферу сотрудничества. Но это не означает, что нужно допустить панибратство. Во всем должна быть мера.
— Зачастую литературу и язык считают сложными предметами. Вы согласны с этим?
— Да, это сложные дисциплины. Они призваны воспитывать душу ребенка, молодого человека, формировать его отношение к жизни, ко всему происходящему. Это очень долгая и кропотливая работа. Справиться с ней можно только в том случае, если по-настоящему любишь студентов и свою работу.
— О Вас многие ваши студенты отзываются, как о справедливом, интеллигентном и не позволяющем допускать грубость и оскорбления в адрес студентов преподавателе.
— Спасибо! Очень приятно слышать такие отзывы. Особенно приятно получать поздравительные письма, сообщения от выпускников, окончивших много лет назад. Я стараюсь соблюдать педагогическую этику. Насколько это у меня получается – судить моим студентам и коллегам.
— Что самое сложное в вашей работе? Не возникала ли мысль уйти в другую сферу? Все-таки работа с людьми требует больших человеческих ресурсов.
— Сложности есть в любой работе. По-настоящему было трудно в 90-ые годы, когда произошел распад СССР. Тогда мы все остались наедине со своими проблемами. А сейчас все изменилось, к счастью. Особенно мы ощутили поддержку после принятия Закона РК «О статусе педагога». Соблазн уйти в другую сферу был всегда. Но работа с детьми, со студентами не дает нам стоять на месте. В студенческой атмосфере забываешь о возрасте и учишься вместе с ними. Это очень интересно.
— Сколько научных работ, учебных пособий вы написали за все время преподавательской деятел ьности? По какому принципу Вы работаете над созданием пособий?
— Научно-исследовательская деятельность – важная часть нашей работы. Я издала 9 учебных и учебно-методических пособий для студентов (4 из них в соавторстве). Кроме этого опубликовала 23 научных статьи в сборниках международных н-п конференций, в профессиональных журналах. Создала 5 электронных учебников и 3 видеоурока по специальным дисциплинам, которые размещены на канале YouTube. В работе над учебным пособием нужно думать, насколько оно актуально, необходимо студентам и преподавателям. Поскольку мы испытываем нехватку учебников по спецдисциплинам для студентов колледжей, стараемся мобилизовать свой научный, творческий потенциал для создания учебников.
— За вашу педагогическую деятельность вы получили много наград: грамоты ректора университета, областного управления образования, министерства образования, юбилейная медаль КУ имени Ш.Уалиханова. Скажите, какими своими достижениями вы гордитесь больше всего?
— Мне приятно вспомнить мое участие в республиканском конкурсе «Лучшая авторская программа», где я заняла 1 место на областном этапе. Далее была победа в республиканском конкурсе «Лучший в профессии» в номинации «Преподаватель спецдисциплин». Очень значимым результатом я считаю победу в ХII Республиканском независимом общественном конкурсе среди педагогов «Үздік Ұстаз», организованном Академией пед.наук Казахстана, где был вручен Нагрудный Знак. Но особенную радость мне доставляют достижения моих студентов в конкурсах, олимпиадах, их участие в работе н-п конференций. Их за многие годы было немало. Каждая такая победа мне очень дорога, потому что самой главной наградой для преподавателя являются успехи и достижения наших студентов.
— Назовите главные причины, которые мешают совершенствовать уровень педагогов и качество труда.
— В педагогику нельзя идти только ради денег, высокой зарплаты. Хотя они играют важную роль в нашей жизни. От материальных вопросов нам никуда не уйти. Но только лишь материальный интерес и нежелание расти профессионально не дадут хороших результатов в нашей работе. Образование – это сфера жизни, где надо любить свою профессию, любить детей и общение с ними. Очень хорошо сказал об этом известный историк В.О.Ключевский: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаешь, и любить тех, кому преподаешь». Я с этим абсолютно согласна.
— Чем будете заниматься, когда завершите карьеру преподавателя?
— Да, всё когда-нибудь заканчивается. Я вышла на пенсию полгода назад, но пока еще продолжаю работать. И я рада, что еще востребована в профессии. Если дальше не будет возможности преподавать, я найду дело по душе, потому что у меня много хобби. Одним из них является рукоделие, которому когда-то научила нас наша мама. Буду уделять больше внимания своим детям и внукам. На них у педагогов, к сожалению, всегда не хватает времени. У каждого этапа жизни есть свои прелести. Нужно уметь их видеть и ценить.
Спасибо большое Вам за уделенное время, поздравляем Вас с наступающим днем рождения, желаем неиссякаемой энергии и прекрасного настроения!
АЛМА БАЙГУЖИНА
Фото из личного архива героини