О работе в качестве присяжного заседателя и об оплате за труд подробно рассказала заведующая канцелярией специализированного межрайонного суда по уголовным делам Акмолинской области Магдалина Билялова. По словам спикера, в случае получения извещения о явке в суд в качестве кандидата в присяжные заседатели, граждане обязаны явиться в суд для участия в процедуре отбора присяжных заседателей. Подробнее в материале.
Доводим до сведения жителей г.Кокшетау и Акмолинской области, что система суда присяжных — один из важнейших элементов гражданского общества, это возможность для граждан принять участие в работе судебной власти.
Участие граждан в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей является их гражданским долгом.
Данная форма судопроизводства действует в нашей стране с 1 января 2007 года.
При рассмотрении определенной категории уголовных дел законодательство гарантирует каждому обвиняемому в совершении преступления право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Суд присяжных — это особая форма судебного разбирательства, когда суд одновременно состоит из судей-профессионалов и присяжных заседателей-непрофессионалов.
В свою очередь, присяжные из числа граждан выносят вердикт: виновен или же невиновен подсудимый в совершении преступления. Следует понимать, что решения присяжные во всех случаях принимают независимо от мнения и позиции профессиональных судей.
Согласно закону присяжный заседатель имеет право участвовать в исследовании рассматриваемых в суде доказательств, в том числе в осмотре вещественных доказательств, документов, в производстве осмотров местности и помещения, во всех других действиях в судебном следствии, с тем чтобы получить возможность самостоятельно, по своему внутреннему убеждению оценить обстоятельства дела и дать ответы на вопросы, которые будут поставлены перед коллегией присяжных заседателей. Чтобы понять суть дела, присяжные заседатели вправе задавать через председательствующего вопросы участникам процесса, обращаться к председательствующему за разъяснениями норм законодательства, а также содержания оглашенных в судебном заседании документов и по другим непонятным для него вопросам, относящимся к делу.
Судебное разбирательство в суде с участием присяжных в соответствии с законопроектом слагается из нескольких последовательных и взаимосвязанных частей:
1) подготовительной части судебного заседания,
2) формирования коллегии присяжных заседателей,
3) судебного следствия,
4) прений сторон и последнего слова подсудимого,
5) постановки вопросов, подлежащих разрешению коллегией присяжных заседателей, в вопросном листе,
6) напутственного слова председательствующего,
7) принятия в совещательной комнате коллегией присяжных заседателей вердикта;
8) провозглашения вердикта,
9) обсуждения последствий вердикта,
10) постановления профессиональным судьей приговора.
Граждане призываются к исполнению в суде обязанностей присяжных заседателей не более одного раза в течение года на все время рассмотрения уголовного дела.
Присяжные заседатели выбираются методом случайной выборки — при помощи компьютерной программы. Компьютер выбирает потенциальных кандидатов из подготовленных списков. Списки присяжных заседателей формируются исполнительными органами и подразделяются на единые и запасные.
Количество дел, рассматриваемых судом с участием присяжных заседателей, ежегодно увеличивается, а это значит, что число кандидатов в присяжные заседатели в списках также должно увеличиваться.
Законом Республики Казахстан № 88-VII ЗРК от 27 декабря 2021 года «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам внедрения трехзвенной модели с разграничением полномочий и зон ответственности между правоохранительными органами, прокуратурой и судом» (далее Закон от 27 декабря 2021 года) предусмотрено внесение изменении и дополнении в части расширения подсудности с 13 до 32 составов уголовных правонарушений, подлежащих рассмотрению с участием присяжных заседателей.
Законопроектом предлагается расширить подсудность присяжных заседателей и с 1 января 2024 года передать еще 13 составов тяжких и менее тяжких преступлений. В целом к подсудности суда присяжных заседателей будут отнесены 44 составов.
Судом из местного исполнительного органа в 2019-2020 годах получены списки по 4 000 кандидатов в присяжные заседатели, в 2021 году 6 000 кандидатов. C учетом увеличения категории рассматриваемых дел на предстоящий календарный год увеличено количество до 12 000 кандидатов в присяжные заседатели. С сотрудниками местных исполнительных органов на системной работе проводились рабочие совещания, круглые столы, были налажены контакты по взаимодействию работы. Со стороны акиматов дополнительно предоставлялись необходимые сведения. Качественное проведение местными исполнительными органами работы по формированию списков кандидатов в присяжные заседатели оказывали непосредственное влияние на своевременное и качественное рассмотрение уголовного дела.
Присяжному заседателю Администраторами судов областей, городов Астаны, Алматы выплачивается вознаграждение в размере половины должностного оклада судьи районного суда и приравненного к нему суда (со стажем до года), но не менее среднего заработка присяжного заседателя по месту его основной работы пропорционально времени (количеству рабочих дней) присутствия в суде.
Возмещаются также командировочные расходы в порядке и размере, установленных законодательством для работников государственных учреждений, содержащихся за счет средств республиканского бюджета.
Время исполнения присяжным заседателем обязанностей в суде учитывается при исчислении трудового стажа.
За присяжным заседателем по месту его основной работы сохраняются все гарантии и льготы. Не допускаются увольнение присяжного заседателя или перевод его на нижеоплачиваемую работу по инициативе работодателя во время исполнения обязанностей в суде. На присяжного заседателя в период осуществления им обязанностей в суде распространяются гарантии независимости судей, установленные законом. Он, члены его семьи и их имущество находятся под защитой государства.
В соответствии со статьей 655 Кодекса Республики Казахстан «Об административных правонарушениях» от 5 июля 2014 года № 235-V неявка гражданина без уважительной причины по вызову в суд для исполнения обязанностей присяжного заседателя – влечет предупреждение или штраф на физических лиц в размере десяти месячных расчетных показателей.
Согласно статье 657 вышеуказанного закона невыполнение присяжным заседателем обязанностей, а также несоблюдение ограничений, связанных с рассмотрением дела в судебном разбирательстве, установленных законами Республики Казахстан влекут штраф на физических лиц в размере десяти месячных расчетных показателей. Те же действия, повлекшие отстранение присяжного заседателя от дальнейшего участия в рассмотрении дела, влекут штраф на физических лиц в размере двухсот месячных расчетных показателей.
Специализированный межрайонный суд по уголовным делам Акмолинской области призывает граждан через средства массовой информации принять участие в работе судебной власти. Если в коллегию присяжных заседателей попали граждане — они должны гордиться этим, что принимали участие в судьбе человека. То есть, государство доверило ему такие обязанности и он должен эти обязанности с большой ответственностью исполнить.
Быть присяжным — почетный долг каждого гражданина, которую предстоит исполнить в суде Республики Казахстан в соответствии со ст.1 Закона Республики Казахстан «О присяжных заседателях» от 16 января 2006 года № 121.