664 раза пожаловались акмолинцы на качество оказания медицинских услуг. Одной из причин такого количества жалоб и обращений специалисты называю дефицит врачей в регионе. На сегодня в области не хватает более 240 медиков, сообщает информационное агентство «AqmolaNews».
Как можно заметить, как в средствах массовой информации и соцсетях часто появляются жалобы на систему обязательного социального страхования. Даже звучат предложения по созданию петиций и возврата средств, внесенных в фонд. Как отмечают многие пациенты, из-за постоянных проблем и очередей в государственных поликлиниках и больницах они вынуждены обращаться в частные медорганизаций, тем самым лечиться платно. Поэтому они не видят смысла платить взносы в Фонд социального медицинского страхования. Представители филиала ФСМС подводя итоги своей работы за 9 месяцев этого года признали, что существует ряд проблемных вопросов и поступают жалобы от населения. Но виноватыми в них они назвали медицинских организации, у которых слабая организационная деятельность и низкий уровень компетенции специалистов.
«Поэтому население вынуждено обращаться за платными услугами, отсюда и рост жалоб со стороны пациентов, что формирует негативное отношение к ОСМС. К примеру, в районе Биржан сал имеются жалобы пациентов на отсутствие выдачи направления на консультацию к кардиологу в городе Степногорске жалобы на отсутствие специалиста -инфекциониста, в Кокшетауской городской поликлинике – детского врача -травматолога в «Жанұя» дают направление на платной основе к сурдологу, ортопеду, окулисту, неврапатологи в связи с их отсутствием в медорганизации. Исходя из характера жалоб, выявлена глобальная острая проблема на сегодняшний день – это кадровый дефицит, нехватка врачей в медорганизациях», — отметил заместитель директор областного филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» Талгатбек Тлеубердин.
Дефицит кадров стал не просто острой, а нерешаемой проблемой, хотя чиновники заверяют, что вопрос с каждым годом решается. К примеру, по официальной информации в в районной больнице Биржан Сал имеется штатный кардиолог. Но работает он на 0,25 ставки и принимает пациентов 1 раз в неделю. Тем временем населения в районе более 16 тысяч человек. Почти такая же ситуация в областном центре, где фактически в Кокшетауской городской поликлинике работают два детских травматолога по совместительству на 0,25 ставки.
Что касается качества медицинских услуг, то в областном филиале Фонда социального медицинского страхования провели анализ жалоб и обращений пацентов:
— Отказ в предоставлении КДУ (узкие специалисты диагностических услуг) -76;
— Некачественное оказание медицинских услуг участковой службой (ВОП, врач-терапевт, врач-педиатр) -64;
— Некачественное оказание медицинских услуг неработающим беременным женщинам -63;
— Некачественное оказание медицинских услуг в стационарах -33;
— Некачественное оказание медуслуг в организациях ПМСП -32;
— Нарушение медицинской этики и деантологии -30;
— Некачественное оказание медицинской помощи в стационаре -33;
— Отказ от госпитализации -20;
— Отказ в выдаче лекарственных препаратов (АЛО) в рамках ГОБМП и в системе ОСМС-22.
Задали руководству филиалу фонду социального медицинского страхования вопросы о недовольстве многих жителей региона системой ОСМС и целесообразности внесения взносов. Ведь гражданам мало быть застрахованным в системе ОСМС, им важнее иметь возможность получить своевременную и качественную медицинскую помощь.
«Каждый гражданин имея статус застрахованности имеет право на любую медицинскую помощь в системе ОСМС. На все диагностические услуги, профосмотры, госпитализация в круглосуточный стационар. Для этого нужен статус застрахованности. Фонд – это не накопительная система, и деньги там работают на любого застрахованного. Если человек отчисляя взносы в Фонд социального медицинского страхования, не обращается за медицинской помощью, то не значит, что деньги не работают. Потому, что обращаются другие, и это солидарная помощь. То есть другой гражданин, обратившийся за медпомощью и нуждающийся в дорогостоящем лечении, на этого пациента уходят все деньги. Потому, что – это солидарная помощь. Это не банк, не накопительная система», — объяснил Талгатбек Тлеубердин.
Отметили специалисты и о вовлеченности населения Акмолинской области в систему обязательного социального медицинского страхования. На сегодня составляет 82% от общего числа жителей региона. Более 142 тысяч человек остаются незастрахованными. Наибольшее количество незастрахованных граждан проживает в городах Кокшетау – 37 тысяч человек и Степногорск – 12 тысяч человек. Как мы видим, немалая часть населения региона не спешит получать медуслуги в системе ОСМС.
«Незастрахованные лица в основном безработные, не зарегистрированные в центрах занятости, самостоятельно занятые либо лица, которые не имеют подтвержденного постоянного дохода или лица, осуществляющие трудовую деятельность без оформления трудового договора, в этой связи они не имеют доступа к медицинской помощи в системе ОСМС. Данный факт является одним из причин социального недовольства населения в стране. Это затрудняет им доступ к плановой и высокотехнологичной медицинской помощи, профилактике и диагностике заболеваний», — объяснил заместитель директор областного филиала НАО «Фонд социального медицинского страхования» Талгатбек Тлеубердин.
У участников системы обязательного социального медицинского страхования не раз возникали проблемы и с оплатой взносов. -го сентября текущего года стартовал новый механизм оплаты взносов за ОСМС – на год вперед. Воспользоваться им могут все самостоятельные плательщики и те, кто никогда не вносил платеж в систему, либо делал это нерегулярно. Сейчас законодательно реализована норма, предусматривающая альтернативный механизм вхождения самостоятельных плательщиков в систему ОСМС путем уплаты взносов за 12 месяцев вперед. При этом задолженность за прошедшие 12 месяцев аннулируется, и медицинская помощь в системе ОСМС будет доступна с момента уплаты взносов. Введение нового механизма получения статуса застрахованного, специалисты фонда считают одним из самых ожидаемых и выгодных изменений в системе ОСМС. Появившуюся с сентября текущего года возможность страховаться на год вперед, уже оценили большинство граждан и данным механизмом в середине октября воспользовались уже порядка 1 400 человек. Но несмотря на новые механизмы и правила, недоверие граждан к системе обязательного медицинского страхования по-прежнему сохраняется.