spot_img
Суббота, 23 ноября, 2024
-14.7 C
Кокшетау

Классика уловок интернет-мошенников

Вам может быть интересно

Профессиональные мошенники знают тысячу и один способ, как отнять деньги у пользователей сети, при этом эксперты предупреждают, что зачастую жертвы сами провоцируют мошенников. Какие уловки используют мошенники и как от них защититься? На вопросы корреспондента Tengrinews.kz ответила старший оперуполномоченный по ОВД Центра по борьбе с киберпреступностью Жанар Мугалова.

Эксперт отмечает, что наиболее распространенным способом мошенничества является получение полной или частичной предоплаты за товар или услугу по интернет-объявлениям. К таким преступлениям относятся недоставка заказанного через интернет товара, либо несоответствие товара заявленным характеристикам, либо невыполнение каких-либо услуг. К примеру, получение электронной предоплаты за сдачу квартиры, проведение ремонтных работ, помощи в получении кредита.

«Как правило, мошенники выкладывают объявления о продаже какого-нибудь товара или предлагают услугу, тем самым привлекая своих жертв невысокой ценой, объясняя срочностью, низкой закупочной ценой, распродажей остатков», — отметила Жанар Мугалова.

Специалисты отмечают, что в последнее время целью мошенников становятся личные данные пользователя для оформления на него кредитов через сайты микрокредитных организаций.

Вот, например, классический способ завладеть персональными данными. После получения таковых мошенники оформляют онлайн-кредит и получают полный доступ к управлению банковской картой и депозитами. Далее деньги через банкинг переводятся на сторонние счета или за рубеж.

Ранее мы писали о том, что менеджер банка в Туркестанской области оформлял на клиентов кредиты, о которых те даже не догадывались. В общей сложности мошенник повесил на заемщиков 8 миллионов тенге.

Еще одна знакомая многим схема — мошенник звонит владельцу интернет-объявления и предлагает произвести продавцу оплату по его банковским реквизитам. После получения необходимых данных: Ф. И. О., ИИН, номера удостоверения и так далее, на жертву оформляется кредит.

«Потребитель, естественно, ищет цену для себя повыгоднее. Вот, казалось бы, нашел объявление, созвонился, ну вроде бы все устраивает, договорились. Просят внести предоплату частичную или полную. Наш гражданин, уверенный в том, что он сейчас совершает хорошую, выгодную для себя сделку, отправляет деньги. Впоследствии продавец пропадает, абонентский номер отключается, все деньги ушли в никуда», — пояснила Жанар Мугалова.

«Раскрутка» ваших денег

Еще один распространенный вид интернет-мошенничества происходит под предлогом выгодного вложения денег в различные проекты, игры, инвестиции, ставки и так далее. Как правило, такие преступления совершаются через группы и чаты социальных сетей и мессенджеров, в которых размещается информация о так называемой «раскрутке денег» путем вложения в выгодные инвестиционные проекты либо ставок на спортивные события.

«Первоначально мошенники могут производить небольшие оплаты, тем самым завлекая граждан на вложение более крупных сумм денег. В последующем либо сообщается о проигрыше, либо мошенник скрывается», — отметила эксперт.

В качестве примера можно привести случай в Нур-Султане, когда житель Туркестанской области предлагал астанчанам раскрутить деньги на ставках. На его удочку попались 55 человек, в общей сложности он выманил у потерпевших 3 миллиона 500 тысяч тенге.

Манипуляция «психолога»

Этот тип мошенничества еще можно назвать «звонком из call-центра». В этом случае персональные данные жертвы мошенники получают без использования технических средств. Как правило, такие «специалисты» умеют манипулировать другими и с помощью психологических приемов выманивают деньги или данные для доступа к чужому счету.

При данном методе мошенники часто представляются теми, от кого люди не ждут подвоха: сотрудниками банков, налоговой службы, юридических контор и других официальных организаций. Так, пользователи сообщают мошенникам свои полные реквизиты, включая номер, срок действия, трехзначный CVV/CVC-код, а также пароли и коды из SMS, которые банки присылают для подтверждения операций.

«Абонентский номер уже известен. Мошеннику достаточно позвонить вам, узнать вашу фамилию, карточку, и все, дальше пошло-поехало», — заявила эксперт.

«В ряде случаев обману подвергались продавцы товаров, которых мошенники просили передать реквизиты для перечисления полной или частичной предоплаты. Имеются факты завладения реквизитами, когда мошенники якобы по причине отсутствия карты обещали посторонним лицам вознаграждение за использование их банковской карты», — пояснила эксперт.

По словам Мугаловой, с каждым годом появляется все больше новых уловок для совершения интернет-мошенничеств. Мошенники сейчас могут получить доступ даже к депозитам своих жертв, откуда также осуществляли переводы.

Как не попасться на уловки мошенников?

В информационное время шансы попасться на удочку злоумышленников значительно увеличились. Стать жертвой преступников может каждый, размещая объявление или покупая что-то через торговые площадки или социальные сети. Поэтому необходимо твердо знать, как обезопасить себя в случае контакта с такими людьми. Эксперт озвучила ряд советов, которые помогут оградить себя от злоумышленников.

Чтобы не стать жертвой интернет-мошенников, рекомендуется соблюдать определенные меры предосторожности. При осуществлении покупок посредством торговых интернет-площадок лучше связаться с продавцом посредством видеосвязи и получить фотоизображения товара с разных ракурсов. Рекомендуется проверить информацию о магазине, срок существования его страницы в социальной сети, прочитать отзывы. Отсутствие каких-либо отзывов также должно насторожить.

Не рекомендуется оставлять без присмотра, а также передавать посторонним людям свои персональные данные, реквизиты карточных счетов, CVV-код. Не заполняйте сомнительные анкеты, которые приходят в спам-сообщениях от неизвестных контактов или во всплывающих окнах. Не следует никому передавать SMS-коды, приходящие из банка, даже сотрудникам самого банка.

При общений с «потенциальными» злоумышленниками интернет-пользователям следует поучиться у пенсионерки из Челябинска, которая не только сохранила свои деньги, но еще и «развела» телефонных мошенников.

Для обеспечения защиты своих банковских счетов необходимо:

  • регулярно производить смену паролей, которые должны быть сложными;
  • отказаться от предоплаты, не удостоверившись в наличии товара и его качестве;
  • не участвовать в сомнительных акциях по приумножению денег;
  • проверять достоверность оказываемых услуг (olx-доставка, аренда недвижимости, раскрутка денег на ставках и другое);
  • подключить все системы безопасности, которые существуют в платежных системах: SMS-подтверждения, контроль IP-адреса, 3D-secure.

«Во-первых, пароль должен быть сложным, во-вторых, его нужно периодически менять, тем более если это пароль от личных банковских кабинетов. Необходимо подключить все меры безопасности, 3D-secure, никакой платеж не пройдет без отправления на ваш номер телефона SMS-сообщения. Только подтвердив, введя этот код для проведения операций, вы сможете провести какую-то платежную операцию. Поэтому такие способы безопасности обязательно нужно подключить», — отметила эксперт.

Почему казахстанцы часто попадаются на удочку мошенников?

По мнению Мугаловой, в росте интернет-мошенничества играет роль информационная неграмотность наших граждан. Также из-за небрежного хранения электронных данных персональные данные становятся доступны для использования в преступных целях.

«Оставляют свои персональные данные где-то в сети, открывают спам-сообщения, переходят по ссылкам, как правило, эти ссылки фишинговые. Они предназначены для того, чтобы украсть какую-то информацию о вас. Поэтому, конечно, ни в коем случае не рекомендуется переходить по ссылкам во всплывающих окнах», — пояснила эксперт.

Какое наказание грозит мошенникам?

Согласно статье 190 Уголовного кодекса Республики Казахстан подобные роды мошенничества предусматривают наказание в виде лишения свободы от пяти до десяти лет с конфискацией имущества и пожизненным лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.

Кражи со счетов банковских карт квалифицируются по статье «Кража путем незаконного доступа в информационную систему либо изменения информации, передаваемой по сетям телекоммуникаций». Злоумышленникам грозит наказание в виде штрафа в размере до трех тысяч месячных расчетных показателей (в 2022 году 1 МРП = 3063 тенге, 3000 МРП = 9 189 000 тенге), исправительными работами в том же размере, привлечением к общественным работам на срок до одной тысячи двухсот часов, ограничением свободы на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок с конфискацией имущества.

В случае кражи в особо крупном размере (свыше 2 тысяч МРП, или 6 126 000 тенге) предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок от пяти до десяти лет с конфискацией имущества.

В качестве примера можно привести случай в городе Нур-Султане, когда 27-летняя девушка обещала людям помочь в получении жилья по госпрограмме, оформляла фиктивные договоры, брала предоплату и присваивала крупные суммы. С марта по август 2020 года аферистка обманула 25 человек, присвоив в общей сложности 56 миллионов тенге. Когда обманутые клиенты поняли, что ни квартир, ни своих денег они не увидят, они обратились в полицию с заявлением.

В отношении нее проводится расследование по части 3 статьи 190 УК РК («Мошенничество, совершенное в крупном размере»). Санкция статьи предусматривает ограничение свободы на срок от трех до семи лет либо лишение свободы на тот же срок с конфискацией имущества.

Аналогичный случай произошел в городе Павлодаре, где за полтора года женщина обманула более десятка павлодарцев и жителей Нур-Султана. Она получила шесть лет колонии за мошенничество на 85 миллионов тенге.

В начале июня в Министерстве внутренних дел страны рассказали о росте количества интернет-мошенничеств. Эксперты отметили, что с развитием онлайн-услуг количество интернет-мошенничеств возросло в 2,3 раза. В частности, специалисты Центра по борьбе с киберпреступностью МВД отметили, что росту преступлений в сфере интернет-технологий способствовала пандемия коронавируса в мире. Более того, за 2020 год в Казахстане зафиксировали 50-процентный рост числа мошенничеств.

Согласно статистическим данным КПСиСУ, с начала текущего года общее количество зарегистрированных интернет-мошенничеств составило около 19 тысяч, также было раскрыто более 1,3 тысячи таких дел.

Наибольшее количество интернет-мошенничеств зарегистрировано в городах Нур-Султане (около 1700) и Алматы (более 1600), Карагандинской (около 1000), Костанайской (более 700), Восточно-Казахстанской (более 500), Акмолинской (более 500), Алматинской (более 500) и Актюбинской (более 500) областях.

Ранее полицейские Караганды придумали необычный способ борьбы с интернет-мошенниками.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Реклама -spot_img

Последние новости

Свыше 100 акмолинцев заразились ВИЧ

На площадке Региональной службы коммуникации Акмолинской области прошел брифинг, приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИД, который ежегодно отмечается...
- Реклама -spot_img

Похожие новости