Система управления сферой образования изменится с 2021 года в Казахстане. Районные и городские отделы будут подконтрольны областным управлениям образования, сообщает Sputnik Казахстан.
Почему это важно, рассказал глава министерства образования и науки Казахстана Асхат Аймагамбетов.
Директору сельской школы не придется просить денег на ремонт у акима
Сегодня школы и сады подчиняются районным акимам. Их финансирование зависит от возможностей конкретного района или города.
С 2021 года районные и городские отделы образования станут подконтрольны и подотчетны профильным областным управлениям.
Финансирование переходит на областной уровень и областной бюджет.
«Проблемы и нужды каждой школы и каждого детского сада перейдут под контроль области. Это критически важный для всего образования шаг. Когда сельской школе потребуется ремонт, и директор обратится за помощью в районный отдел образования, руководитель районного отдела подаст заявку не на имя акима района, а напрямую в областное управление образования», — пояснил министр Аймагамбетов.
Проблемы каждой школы будут на контроле области
Нововведения помогут сократить разрыв между качеством знаний, считает министр.
Сейчас разница видна не только между регионами, но даже районами одной области, признал он.
«Это показывают международные сравнительные исследования, разрыв в качестве образования достигает двух лет даже внутри одной области», — написал министр.
Из-за разницы в финансировании и управлении отличается уровень подготовки школ к отопительному сезону, обеспечения учебниками, предметными кабинетами, компьютерами или проведения ремонтных работ.
«Например: в районах Костанайской области, где работают крупные товаропроизводители (Костанайский, Аулиекольский, Мендыкаринский районы), отчислений в бюджет больше. Маленькие районы, как Алтынсаринский и Камыстинский, не могут похвастаться тем же. Это сказывается на финансовом обеспечении сферы образования, на ремонтах, на обеспечении компьютерами и теми же учебниками», — пояснил министр.
Это настоящий прорыв – глава МОН об изменениях в системе управления
Сейчас управления образования фактически не имеют влияния на школы и сады, которые управляются акиматами районов и городов, продолжил Аймагамбетов.
В их управлении только колледжи, 5-10 школ для одаренных детей и детей с особыми потребностями, детские дома, ПМПК (психолого-медико-педагогические комиссии).
«Теперь, когда школы и сады будут управляться из одного центра, будут комплексно решаться проблемы выравнивания и повышения финансирования. Это настоящий прорыв, который в скором времени сделает нашу систему гораздо эффективнее», — написал глава МОН.
Акимы не будут назначать глав отделов образования
Руководителей отделов образования будут назначать не акимы районов и городов, а руководитель областного управления образования.
«Факты назначения на эти должности лиц, напрямую не имеющих отношения к сфере образования, участившиеся в последние годы, должны быть исключены», — подчеркнул министр.
Он признал, что есть проблемы по эффективности взаимодействия министерства и управлений образования.
Это связано с отсутствием административной и организационной подчиненности, считает Аймагамбетов.
«МОН может влиять на сады, школы и колледжи только опосредованно – через ГОСО (государственный общеобязательный стандарт образования), учебные программы и НПА (нормативно-правовые акты). Министерство не назначает руководителей управлений и отделов образования, не финансирует деятельность школ, садов, колледжей», — написал он.
МОН инициировало включение нормы по согласованию назначения руководителей областных управлений и городских/районных отделов образования с министерством образования и науки и передачу отделов образования в областные управления.
При действующей организационно-финансовой системе эффективно руководить около 20 тысячами организаций из министерства пока невозможно, добавил министр.
К этому можно прийти только после поэтапного введения подушевого финансирования, полной цифровизации процессов, бухгалтерии, закупок, введения органов корпоративного управления при организациях образования и других мер.
Министр заключил, что введение новшеств должно повысить эффективность всей системы образования.