В последнее время все чаще стали обсуждать тему деятельности закрытых учреждений, условий содержания арестованных. Информационное агентство «Aqmola News» обратилось в ДУИС с просьбой организовать посещение городской тюрьмы — следственного изолятора.
Диана ДЮСЕКЕЕВА
Руководство областного ведомства УИС пошло навстречу, на следующий же день состоялось посещение учреждения.
В следственный изолятор выехали представители правозащитной организации, общественной наблюдательной комиссии, областной прокуратуры.
В частности, руководитель проектного офиса «Kokshetau Adaldyq Alany» Владислав Шуль и представитель ОНК области Серик Буланов.
Обход начали со следственных кабинетов, их в учреждении несколько. Здесь работают адвокаты с обвиняемыми и подозреваемыми, проходят следственные действия, допросы, дознания и очные ставки. Кабинеты оснащены камерами видеонаблюдения, через которые контроль и надзор ведется круглосуточно. Судебные процессы следственно-арестованных проходят в режиме онлайн, для этого в СИЗО оборудовано несколько кабинетов.
Кабинет видеонаблюдения — все как на ладони, все перемещения, действия арестантов и сотрудников находятся — под всевидящим оком камер. Учреждение живет строгим распорядком, движения фиксируются на камеру, события проходят строго в одно и тоже время. Видеонаблюдение – это очень удобно, и те и другие знают, что все их действия фиксируются. Хорошая поддержка для тех, кто ведет себя и действует в рамках закона. Кстати, видео хранятся в течение двух месяцев.
Режимный корпус.
Камеры для подследственных довольно просторны. В них тепло все «постояльцы» одеты в легкие футболки. Хорошее освещение, чистая постель. И опять же камеры видеонаблюдения. Со слов подследственных, питание хорошее, разнообразное, в рационе мясо, рыба, фрукты.
В камерах не одинаковое количество арестантов. Как объяснили сотрудники изолятора, это зависит от многих факторов: первая или неоднократная судимость, тяжесть совершенного преступления. Женщины и несовершеннолетние также содержатся отдельно. Минимальное количество от 3 до 10-12 человек, на момент нашего посещения в камере было по шесть – восемь.
В общей беседе правозащитника Владислава Шуль от следственно-арестованных вопросов и жалоб не последовало.
Представитель ОНК Акмолинской области Серик Буланов побеседовал с медперсоналом медико-санитарной части колонии.
«В целом, в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи, в учреждении все необходимое есть», — прокомментировала медсестра Айман Абильмаженова. — В случае экстренных обращений, подследственные получают лечение в гражданском здравоохранении». То есть экстренно-больных возят в стационары города.
Несколько человек подходили с просьбой измерить давление. Медсанчасть оснащена рентген-аппаратом, есть хороший стоматологический кабинет, процедурная.
Электронный терминал в коридоре, где располагается отряд осужденных по хозяйственному обслуживанию колонии. Он — в открытом доступе. В любое время арестант может подойти и самостоятельно направить обращение в адрес госорганов – прокуратуру, суд, антикоррупционную службу, управлению собственной безопасности. Один из ребят показал, как это работает. На что есть жалобы? На вопрос двое осужденных, которые встретили, ответили, что сами не писали ничего: не было причины.
После экскурсии участники обменялись мнениями в числе проблемных вопросов дефицит медперсонала, который имеет место несколько лет, необходимость усилить финансирование для улучшения бытовых условий. Они, к слову, характерны для многих учреждений.