spot_img
Суббота, 23 ноября, 2024
-14.7 C
Кокшетау

Из столицы в Кокшетау: Высокое искусство – в подвале

Вам может быть интересно

Молодой и амбициозный актерский коллектив, не найдя должной поддержки в столице, смог реализовать свою давнюю мечту в Кокшетау. У них множество планов и идей для новых постановок. Артисты рассказали собственному корреспонденту ИА «NewTimes.kz» Карлыге Мухатаевой, как работали на стройке во время разгара пандемии и когда решили покинуть главный город страны.

Из столицы  в Кокшетау: Высокое искусство – в подвалеС недавнего времени в Акмолинском русском драмтеатре работает новое АRT-пространство, расположенное в подвальном помещении. Необычный формат работы со зрителем, когда он становится непосредственным участником действия, стал возможным с приходом выпускников Казахского национального университета искусств «Шабыт». Директор театра Бейбит Бахтыгереев создал экспериментальную площадку специально для них.

За полгода существования АRT-пространства здесь поставлено уже три новых спектакля. А реализовали необычный проект талантливые артисты Батырхан Сабыр, Мадияр Жакып, Жекебатыр Камен, Алибек Ериков, Дархан Алдангоров, Мирас Елубай и Ерсайын Нуриманов.

Идея создать такой подвальный театр наподобие знаменитой «Табакерки» Табакова возникла у ребят еще в студенчестве, и они пытались сделать это в столице, где получали образование. Но все их попытки в силу различных обстоятельств оказались тщетными, и они решили попробовать свои силы на периферии, потому и приехали в Кокшетау. И ни о чем не жалеют. Именно здесь, в Акмолинском русском театре драмы, им удалось претворить в жизнь свою давнюю мечту, о них уже заговорили в театральных кругах, у молодых людей масса смелых творческих планов.

Счастливая поездка в Москву

Батырхан Сабыр и Мадияр Жакып вместе с другими членами небольшого коллектива учились в одной группе по специальности «актер драматического театра» в национальном университете искусств «Шабыт» на курсе у известного мастера Кымбат Тлеуовой.

На третьем курсе ребятам улыбнулась удача: их педагог и ректор вуза Айман Мусаходжаева решили отправить их в Москву на фестиваль «Серебряная шпага». Мадияр, кстати, является лауреатом этого фестиваля. И эта поездка оказалась для них судьбоносной.

«После конкурса у нас было пару дней для отдыха, но мы не отдыхали, а ходили по спектаклям, в первую очередь посмотрели «Отелло» в постановке Юрия Николаевича Бутусова, побывали в ГИТИСе, других театральных вузах Москвы… Это был колоссальный опыт. Приехав в Астану, мы поняли, насколько отстаем от москвичей. Мы сидели у себя в гримерке и обсуждали, что можно сделать, чтоб оживить нашу студенческую жизнь. И кто-то из нас сказал: давайте попробуем поставить композицию по сценической речи», – начал свой рассказ Батырхан Сабыр.

Революция в «Шабыте»

Для начала ребята, их было всего пятеро, предложили своим педагогам провести предстоящий экзамен не в традиционном формате, а в виде постановки. И они начали подготовку поэтической композиции. В процессе стало понятно, что у них получается полноценный спектакль. Ребята постарались вложить все свои знания, полученные за три года в вузе, и увиденное на фестивале в Москве. Свой проект ребята назвали «Революц и Я».

«В «Шабыте» все пугались этого слова, но мы объясняли, что не в стране хотим этого, а в театральном факультете. Наш спектакль многим понравился, потому что мы делали что хотели и нам никто ничего не запрещал. Потом нас заметили, и наша кафедра пригласила нас на международный фестиваль театрального искусства «Самгау». Для нас, зеленых третьекурсников, было очень лестно, что нас признали. Наш спектакль посмотрела критик из МХАТа, я теперь не помню ее фамилию, она единственная пришла из членов жюри и похвалила нас и сделала пару замечаний. После этого мы вообще вдохновились и решили, что создадим свой частный театр», — продолжает Батыр.

Чуть позже к ребятам присоединились студенты на курс младше, ученики Тлектеса Мейрамова, Меруерт Отекешевой, Бекболата Курмангожаева. Также к ним примкнул молодой режиссер, ученик обладателя ордена Чехова за постановку «Чайки» Ерсайына Тапенова Аян Алимбаев, который сейчас работает в Акмолинском каздрамтеатре. И у молодых актеров, объединенных общей идеей создать что-то свое, новое, сложился настоящий творческий коллектив из 16 человек, с которым они мечтали покорить столичные подмостки.

Вместе с Аяном Алимбаевым они сделали несколько постановок, с которыми стали выступать на разных площадках — в барах, университетах, в современной галерее TSE Art Destination… Ребята соглашались играть везде, лишь бы заявить о себе, стать узнаваемыми. И у них уже стали появляться свои постоянные зрители. Параллельно они обращались в акимат с просьбой выделить им помещение, хотя бы подвальное.

Планы разрушил локдаун

«И когда мы только нашли такой подвал и думали, что вот-вот начнем работать, наступила пандемия коронавируса, и мы застряли на полгода дома. А потом мы почти всей труппой пошли работать на стройку», — вступает в разговор Мадияр Жакып.

Работая во время локдауна на стройке, таская кирпичи и цемент, ребята не оставляли мечту продолжить свое дело. Накопив немного денег, они сняли квартиру, где продолжили репетиции. Но теперь они уже четко понимали, что частному театру в Казахстане без «крыши», без поддержки спонсоров не выжить, поэтому они решили попробовать свои силы в госучреждениях, но сохранив свой коллектив.

«Мы не хотели идти работать по одному. Руководители столичных театров знали о нас. И мы предлагали им взять нас единым коллективом, потому что у нас есть актерский ансамбль. Чтобы отличаться от других, мы все самостоятельно обучились играть на музыкальных инструментах: ударные, бас-гитара, клавишные, домбра, духовые. И этот скил мы используем и здесь — в наших двух спектаклях вся музыка исполняется «вживую»… Мы ходили на кастинги в гостеатры со своими инструментами, читали монологи. Но, к сожалению, нас не взяли ни в один театр столицы. Взяли только пару человек, а большая часть труппы осталась без работы», — вспоминают пережитое артисты.

После неудачи в Нур-Султане ребята разбрелись кто куда, но не переставали общаться и не теряли надежды вновь объединиться.

На кокшетауской сцене

Когда Аян Алимбаев устроился в Акмолинский каздрамтеатр, он пригласил ребят к себе. Мадияр, Дархан, Алибек, Ерсайын спонтанно сорвались в Кокшетау.

«А что нам было терять? Работы в столице не было, денег тоже. А здесь, в каздрамтеатре, нас приняли в штат, предоставили служебное жилье, свободный доступ ко всем инструментам. Со временем решили подтянуть других ребят», — продолжает рассказывать Мадияр.

Здесь молодые артисты получили опыт игры в классических спектаклях, на большой сцене, с ведущим режиссером ауэзовского театра.

После ребятам предложили подработку — сыграть спектакль про операцию «Жусан». Они согласились, а так как в казахском театре сцена была занята, отыграли спектакль на сцене русского драмтеатра. Так и познакомились с Бейбитом Салауатовичем. Он пригласил ребят на закрытие сезона, церемонию награждения «Гвоздь сезона», где они покорили публику роскошными голосами и живой инструментальной игрой.

«Нам понравилось отношение к артистам, закрытию сезона. Увидев все со стороны, мы поняли, что «этот дядя что-то знает про театр». Потом начали изучать биографию директора театра Б. Бахтыгреева, узнали, что он был на протяжении 9 лет заместителем самого Азербайжана Мамбетова в столичном театре. Посмотрели статистку продажи билетов, посещаемости спектаклей, гастролей, фестивалей. Именно Бейбит Салауатович понял, что мы хотим делать что-то интересное, что у нас есть труппа, есть желание. И он поддержал нас, за что мы ему бесконечно благодарны», — подчеркивает Батырхан.

Так начала реализовываться юношеская мечта молодых артистов. Как они и просили, им предоставили в полное распоряжение подвал тетра. Чтобы начать в нем работать, им пришлось сначала освободить его от хлама, привести в порядок, окрасить стены, чтобы антураж соответствовал андеграундной культуре. Именно так видели свою студию ребята. Руководство драмтеатра предоставило им полную свободу. Более того, для работы с новой труппой Бейбит Бахтыгреев пригласил именитого кыргызского режиссера Шамиля Дыйканбаева, чьи постановки участвовали в Чеховском фестивале и были номинированы на «Золотую маску».

«И такой маститый режиссер поставил нам дебютный спектакль. Бейбит Салауатович, грубо говоря, бросил нас в клетку со львом. И мы так вдохновились… В театральном мире есть такое понятие, как химия между режиссером и актерами. У нас, к счастью, образовалась эта химия. Благодаря Шамилю Дыйканбаеву и Садыру Ниязакунову (художнику-постановщику) мы поняли, что такое профессиональный театр и каким должен быть профессиональный актер», — откровенничает Батырхан.

Три спектакля и два фестиваля

После месяца ежедневных репетиций состоялись презентация новой площадки и премьера молодежной рок-драмы по пьесе известного ирландского драматурга Мартина МакДонаха «Сиротливый запад». В этой постановке артисты исполнили не только драматические роли, но и все музыкальные композиции. Спектакль в течение нескольких дней собирал аншлаги, у АRT-пространства появились постоянные зрители, которые посещают каждый спектакль.

В октябре в Кокшетау проходил международный фестиваль «TeART-Kokshe». Cюда приехали настоящие мэтры театрального искусства — Глеб Ситковский, Лаша Чхартишвили, Сания Кабдиева, Нияз Игламов, которые входят в международную ассоциацию критиков. Они дали очень высокую оценку спектаклю «Сиротливый запад» и присудили актерам АRT-пространства номинацию «Лучший актерский ансамбль». Нияз Игламов пригласил ребят в Казань, на международный театральный фестиваль молодой режиссуры «Ремесло». Так осуществилась еще одна мечта Батырхана, Мадияра и их коллег.

«Нужно отметить, что «Сиротливый запад» мы ставили для подвала, а там, в Казани, надо было выступать на настоящей сцене. И директор нашего театра вызвал специально из Бишкека Шамиля. Тот прилетел на самолете буквально на два дня, и мы адаптировали спектакль для большой сцены. Теперь у нас два варианта», — с гордостью говорит Батырхан, который и сам пробует себя в режиссуре.

Премьера второго спектакля «Клоун» в жанре стендап-сатиры состоялась перед Новым годом. Постановку и сценографию директор театра доверил Батырхану. Артисты рассказали о том, каким был их путь на сцену, насколько реалии взрослой жизни оказались далеки от мира детских иллюзий. Зрителю понравилась и эта работа.

И вот на днях ребята презентовали новый спектакль по пьесе болгарского драматурга Христо Бойчева «Покловник-птица» в постановке режиссера столичного театра им. Горького Игоря Седина. Над музыкальным оформлением спектакля вместе с Игорем Викторовичем работал молодой артист Алибек Ериков, над хореографией — его коллега Дархан Алдангоров.

Таким образом, за полгода работы в репертуаре АRT-пространства появились три полноценных спектакля, сейчас ребята работают с российским режиссером Баатром Калаевым над новой постановкой «Тиль» по пьесе Григория Горина.

«Я год работал в столичном театре, но такого прогресса не было. А мы пришли в какой-то сырой подвал, отработали полгода и после трех месяцев полетели на фестиваль в Казань», — не скрывает восторга Батырхан.

Планов у ребят очень много, в будущем, безусловно, их ждет успех и на большой сцене. А пока они стараются воплотить свои самые смелые идеи в рамках ставшего для них счастливым АRT-пространства.

«Способ существования на сцене отличается от камерного пространства, потому что здесь зритель сидит буквально в полутора метрах от нас. Ты не соврешь. Здесь как в кино, только крупные планы. Если на большой сцене я могу отвернуться и позволить себе какие-то шалости, то сейчас я этого делаю намного меньше и осторожнее. Здесь все видно как на ладони. И зритель тонко чувствует фальшь, мы сами чувствуем это. И в плане актерского существования камерную сцену заполнить своей энергетикой, как говорил Табаков, «своим лучом солнца», намного легче.

Еще один плюс в том, что мы можем позволить себе иммерсивные приемы, когда зритель непосредственно участвует в процессе спектакля, он буквально играет с нами. Свобода полная. И поэтому мы не жалеем, что здесь», — делится секретами творчества Батырхан.

Ребята искренне благодарны директору театра Бейбиту Бахтыгерееву, который понял их с первых дней и оказался на одной волне с молодыми артистами. Театр снимает для труппы служебную квартиру, в которой ребята живут все вместе, кроме Мадияра, который в прошлом году женился на актрисе каздрамтеатра Карлыгаш Абдрахмановой.

Поскольку образование ребята получили на казахском языке, все они двуязычные и легко играют как на русском, так и казахском. К примеру, в спектакле «Клоун» звучит речь на двух языках, вызывая еще больший интерес зрителей.

Из 16 человек, начинавших когда-то в столице, сегодня в АРТ-пространстве работают семеро, к ним присоединились две актрисы из основного состава театра. Аян Батырбек сейчас активно снимается в кино, он сыграл главную роль в нашумевшем сериале «5:32». Друзья рады, что ему улыбнулась удача и понимают, что медийность для артистов очень важна. А оставшаяся команда продолжает творить в небольшом подвальном помещении русского драмтеатра и ждет своих постоянных зрителей на новые постановки. Как обещают артисты, будет очень интересно.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Реклама -spot_img

Последние новости

Свыше 100 акмолинцев заразились ВИЧ

На площадке Региональной службы коммуникации Акмолинской области прошел брифинг, приуроченный к Всемирному дню борьбы со СПИД, который ежегодно отмечается...
- Реклама -spot_img

Похожие новости