В зимний период, прежде чем запланировать выезд на автомобильные дороги между населенными пунктами, следует обязательно изучить прогноз погоды по предстоящему маршруту движения, сообщает ИА «Aqmola News» со ссылкой на пресс-службу ДЧС Акмолинской области.
Если будет сильный буран, метель, то можно надолго застрять на автодороге и не в дорожно-транспортном происшествии, а оказавшись в непогоду в снежном заносе.
Если есть острая необходимость добраться до какого либо населенного пункта воспользуйтесь железнодорожным транспортом, что в разы увеличивает шансы оказаться в нужном месте и во время в необходимом населенном пункте.
Выполнение ниже приведенных элементарных рекомендаций поможет выжить во время и после бурана.
Перед тем как отправиться в зимнюю поездку, необходимо:
- Внимательно изучите прогноз погоды;
- Уточнить какие дороги могут быть закрыта для движения. Информацию можно посмотреть на сайте НК «Казавтожол» с подробной картой закрытых участков, либо уточнить по единому телефону 1403, или по телефону службы спасения 112, а также при помощи мобильного приложения «Darmen»;
При получении официального штормового предупреждения от службы «112» воздержитесь от поездок и выездов из населенных пунктов.
- Заранее подготовиться к поездке:
— укомплектовать машину дополнительным, но крайне нужным багажом, который позволит выжить в экстренной ситуации:
— канистра (минимум 20 л) с запасом топлива и воронка для заправки;
— тент или чехол для автомобиля, размером не менее 4х3м (желательно яркого цвета, что сделает ваш автомобиль видимой на большом расстоянии. С его помощью можно укрыть автомобиль от снега и создать себе рядом небольшое жизненное пространство);
— шанцевый инструмент (лопата обязательно, топор и ножовка);
— буксировочный трос;
— термос с чаем и запас продуктов (не требующих приготовления — тушёнка, консервы, сырокопчёные колбасы, воду 10-15 литров, пакетики с чаем, сахар, печенье и т.д);
— спички, свечи восковые не менее 4 шт., сухое горючее (сухой спирт) с горелкой
— газовую горелку или паяльную лампу;
— газовая плитка и чайник;
— фонарик и запасные батарейки к нему
— нож;
— GPS-навигатор (при отсутствии можно воспользоваться смартфоном);
— запасной комплект тёплой одежды;
— спальники или шерстяное одеяло, плед (для каждого пассажира);
— листы картона, мешочки с песком или щебнем, цепи противоскольжения (как правило запасаются опытные водители);
— Обязательно в машине должно быть запасное колесо, домкрат, баллонный ключ, ремкомплект, насос, кабель для подзарядки аккумулятора, знак аварийной остановки, огнетушитель и аптечка.
С таким комплектом инструментов сможете помочь другим водителям, что очень важно в экстремальных условиях.
Самое главное техническое состояние автомобиля должно соответствовать сезонным условиям.
Если буран застал в дороге:
Если вы выехали и уже в дороге застала непогода (буран, метель и т.д.), ухудшается видимость, необходимо:
- сразу включить спереди и сзади противотуманные фары, а также аварийные огни.
- Следует постепенно снизить скорость, чтобы обеспечить максимально безопасное торможение в случае появления впереди или сбоку препятствия.
Если дорога многополосная, перестройтесь в правый ряд. Соблюдайте при этом необходимый запас дистанции перед впереди идущим автомобилем и не допускайте маневров обгона.
- При движении по колее, старайтесь не покидать ее, управляя машиной поддерживайте низкие обороты, сохраняя повышенную передачу.
- Если попали в снежный сугроб или занос избегайте резких перегазовок и торможения, старайтесь ехать накатом.
- Во время метели, бурана, в условиях ограниченной видимости опасно продолжать движение по любым автодорогам, так как шансызабуксовать или оказаться в снежном плены в незнакомой местности вдали от населенных пунктов велики.
По возможности лучше доехать до ближайшего безопасного места, каким чаще всего на трассах вне населенных пунктов оказывается АЗС, придорожное кафе, пункт шиномонтажа, кемпинг, стоянка дальнобойщиков, парковка и т.д.
Не стоит останавливаться прямо на обочине.
- Если нет возможности двигаться и понимаете, что без помощи не выбраться не паникуйте, сразу звоните на телефоны экстренных служб «112», «101», «102». Передавайте ваши координаты, информацию, что происходит вокруг, запас топлива и т.д. Помощь обязательно прибудет.
- Не дожидайтесь, когда стихия обездвижит ваш автомобиль. Лучше остановитесь сами. Для чего? Самое главное, у вас есть шанс правильно поставить автомобиль — против ветра! В этом случае вы можете периодически заводить двигатель не опасаясь угореть. Помните: выхлопные газы, попадающие в салон через систему вентиляции автомобиля, убивают быстрее и незаметнее, чем самый лютый мороз!
- После того как остановились и выбрали правильное направление, накройте машину. Если тент небольшой, укройте хотя бы решётку радиатора. Этим вы не допустите забивания подкапотного пространства снегом. Если тент большой, укройте машину полностью. При этом один край, лучше со стороны водительской двери, оттяните в сторону и крепко зафиксируйте, чтобы он выдержал ветер.
Таким образом вы получите небольшое жизненное пространство рядом с машиной и сделаете дополнительную теплоизоляцию. Как известно, салон теряет тепло через стёкла окон. Накрыв их, вы сможете дольше сохранить тепло в машине.
- Посмотрите на километровые знаки, сооружения на магистрали, указатели, попытайтесь сообразить, сколько времени вы проехали от последней развязки и какая была скорость – получите примерное расстояние. Если вы находитесь в зоне работающей сотовой связи, звоните по номеру 101 или 112 и скажите диспетчеру направление, в котором вы двигались. с помощью навигатора определите свои текущие координаты и передайте их родным и в службу спасения.
- Периодически открывайте двери машины, чтобы разбить снежный сугроб.
- Время от времени выходите из машины и очищайте снег возле выхлопной трубы. Это необходимо делать, чтобы выхлопные газы могли уходить в сторону, а не под машину. Если снег не чистить, возникнет реальная опасность угореть.
- Не надо держать двигатель заведённым всё время. Достаточно поддерживать минимальную комфортную температуру в салоне. Для этого мотор стоит заводить каждый час на 15-20 минут. Для поддержания температуры в салоне автомобиля можно использовать восковые свечи.
- Оденьтесь тепло. Спите в спальном мешке или под одеялом. Но помните: никогда не засыпайте при работающем двигателе.
- Не покидайте машину. Не вздумайте уходить куда-то за помощью! Более того, даже если необходимо выйти по нужде, предварительно привяжите себя к машине длинной верёвкой. Известно немало случаев, когда человек, отойдя в буран на пару метров от машины, мгновенно терял ориентировку в мелькании снега, поддавался панике, начинал метаться и погибал. Кроме того, не забывайте, что степях Казахстана, водится немало волков, для которых усталый одинокий путник может оказаться подарком судьбы.
- Время от времени пробуйте тронуться с места, но без фанатизма. Занесённая машина, разумеется, никуда поехать не сможет, зато буксующие колёса освободятся от снега и льда. Дело в том, что буран может так забить и заморозить колёса, что машина, даже полностью освобождённая от снега, будет не в состоянии ехать сама, пока колёса не оттают.
Действия после окончания бурана:
Когда буран закончится, приступайте к освобождению автомобиля. Не ждите спасателей, начинайте работать самостоятельно.
- Сразу начинайте откапывать автомобиль. В первую очередь уберите снег из-под машины, только после этого приступайте к освобождению колёс. Если сделать наоборот, автомобиль просто сядет на днище, потом освободить его станет намного труднее.
- Яркий тент, который вы накинули на машину ранее, пусть остаётся — чем заметнее автомобиль, тем раньше его увидят спасатели.
- Попытаться развести костёр. При отсутствии деревьев пойдёт сухая трава.
- Если днём спасатели не приехали, ночью в ожидании используйте фонарь. Практически каждый современный фонарик имеет сигнальный мигающий режим. Включите фонарь, пусть мигает, привлекая внимание.
В случае, если государственными органами принято решение на колонное сопровождение автомобилей:
— соблюдать правила дорожного движения;
— соблюдать скоростной режим, установленный сопровождающими государственными органами;
— двигаться строго в колоне, держаться только за автомобилем за которым выехали с пункта пропуска;
— соблюдать дистанцию от впереди идущего автомобиля, позволяющую вовремя принять решения на любые изменения либо торможение;
— не обгонять впереди идущие автомобили;
— следить за окружающей обстановкой.