Почему женщины не уходят от агрессоров и много лет терпят побои и издевательства? Зависит ли бытовое насилие от уровня образования и финансового достатка? И что делать, если вы стали жертвой бытового насилия? Ответы на эти и многие другие вопросы читайте в материале, пишет sputnik.kz.
По данным ООН, более 50 тысяч женщин в мире ежегодно погибают от домашнего насилия.
Кроме этого, женщины получают длительные сроки заключения за превышение допустимой самообороны, попадают в больницы с тяжелыми психическими и физическими травмами, а их дети становятся свидетелями жестоких сцен и испытывают тяжелейшие стрессы, приводящие к психосоматическим заболеваниям, таким как энурез, заикание, псориаз и так далее.
Казахстан — часть этой страшной статистики. Только за время прошлогоднего карантина уровень бытового насилия в нашей стране вырос на 41%.
«Я защищала себя, а он умер»
Алия Джангужина, как и многие казахстанские женщины, долго терпела побои со стороны мужа. Но однажды ее терпение закончилось. Теперь мужчина мертв, а Алия находится под следствием.
«Я вышла замуж по большой взаимной любви. Мы прожили вместе несколько лет, полных счастья и взаимных иллюзий, которые привели нас к горькому финалу. Все начиналось с незначительных ссор на почве ревности моего мужа. Но я каждый раз, как любящая женщина, находила оправдания. Тем более, когда он просил прощения, это было очень искренне.
Мне хотелось верить, и я верила, оправдывала его, прощала и молчала. Я боялась осуждения за свой выбор, за любовь. Мое молчание в итоге привело к тому, что его агрессия начала расти, потому что он почувствовал свою безнаказанность, свою власть надо мной, понимая, что я не могу дать отпор, что за меня некому заступиться.
И вот тогда уже рукоприкладство из редких явлений стало переходить в систему наших отношений. И однажды у меня закончились силы терпеть. В той последней драке у меня не было выбора, я дала отпор, защищая свою жизнь. Последствия этой ситуации стали фатальными для нас обоих. Его не стало. Я сейчас нахожусь под следствием.
В тот страшный день после драки я сама вызвала скорую и полицию. Он был жив, его увезли на скорой в талгарскую больницу, мы последовали за ним, но меня не запустили, так как на входе сразу ждали полицейские. Заверив, что с его здоровьем все будет в порядке, они начали допрос.
Я им рассказала всю правду о том, что произошло. Врачи тем временем обследовали его и, заверив, что его здоровью и жизни ничего не угрожает, обработав рану, отпустили домой. Мы уехали, и наутро ему стало хуже. Родственники увезли его в гродскую больницу. Там, спустя несколько часов, он скончался вследствие халатности врачей. Сейчас уже есть документальные подтверждения, что врачи не оказали помощь в должном объеме. Это привело к смерти молодого, полного сил и здоровья мужчины. Его рана была совместима с жизнью.
Следствие идет уже четвертый месяц. Весь ужас в том, что в нашем обществе инструменты воспитания, такие, как шапалаки, толчки, кулаки – это норма. И часто в правовом поле такие случаи многолетнего насилия расцениваются как обычные бытовые конфликты. Сейчас я не знаю, какое будущее ждет меня и моего 14-летнего сына. Я верю лишь в справедливость закона и государства.
От государства я уже получила помощь в лице союза кризисных центров, куда я попала в очень тяжелом моральном состоянии. Тогда я поняла, что, даже находясь на краю пропасти, я не одна в этом. И к сожалению, таких историй, как у меня, много. Это не зависит от уровня образования женщины, ее социального статуса, финансовой независимости. Это может случиться с каждой из нас.
Когда вас парализует страх от того, что у вас на горле рука агрессора, и вы видите в его глазах наслаждение, потому что он считает в тот момент, что ваша жизнь принадлежит ему, — в этот момент важно вспомнить, что ваша жизнь в ваших руках, что не нужно молчать.
«Ему были нужны рабочие руки, а не жена»
Айгерим Журтпаевой 34 года. Сейчас это красивая и ухоженная женщина с тремя детьми и хорошей работой. Но буквально четыре года назад все было по-другому.
«Мне было три года, когда моя мама умерла. Я сразу стала никому не нужна, отец женился через полгода. Мачеха люто ненавидела меня. В 14 лет я ушла из дома к мужчине, который был старше меня на 15 лет. Мне так хотелось быть кому-то нужной. Но ему нужны были рабочие руки, а не жена. Я вела его хозяйство, убирала за скотиной, готовила, рожала детей. За каждый проступок он жестоко наказывал меня. Через два месяца он начал меня избивать, это продолжалось 15 лет. У меня сломан нос, переломаны ребра.
Я терпела, думала, что он перестанет сегодня-завтра, исправится. Когда дочке было 14 лет, он начал бить не только меня, но и дочь. После первого раза, когда он поднял руку на ребенка, я собрала вещи и ушла. Уже четыре года я живу самостоятельно. Я начала верить в себя и зарабатываю неплохо. Сейчас я начала новую жизнь, хочу поднять своих детей. У меня сын и две дочери».
«Ребенок умер в утробе от побоев»
Айгуль рассказала, что первые семь лет они с мужем жили «нормально», но однажды супруг потерял работу, стал выпивать и употреблять тяжелые наркотики – героин.
«Лечение в наркологическом диспансере ломки и злость, которую он срывал на мне. Я все терпела ради детей, но однажды он избил меня беременную. Мне он отбил селезенку, а ребенок умер в утробе на 20-й неделе беременности. Он даже не пришел в больницу, ему не нужны дети.
Тогда я впервые посмотрела на себя со стороны и увидела уже не молодую женщину с выбитыми зубами, со шрамами на теле и в душе, со страхом в глазах. Семеро детей, некуда идти, но и жить так дальше невозможно. Осознание пришло через боль потерь. Никогда не поздно начать жить, никогда не поздно быть собой, а проблемы решаемы, пока у тебя есть своя жизнь».
«Наркотики превращают людей в животных»
Ася тоже столкнулась с мужем-наркоманом. Ей пришлось уйти из дома с ребенком на руках.
«Я его очень любила, прощала, поддерживала, хотела помочь, хотела верить, что он так больше не будет. Но наркотики превращают человека в животное, жестокое и безжалостное. И я ушла одна с ребенком на руках.
Мне некуда было идти, но мир не без добрых людей. Я подала на развод и начинаю свою новую счастливую жизнь. Сегодня я с уверенностью смотрю в будущее и знаю, что приняла единственное правильное решение. Жизнь и наркотики несовместимы.
Там, где есть побои, нет любви. Не живите прошлым, любите себя и заботьтесь о своих детях».
«Я была виновата в проблемах отца»
Альбина также столкнулась с бытовым насилием, когда еще была ребенком. Но ее мать решилась уйти от агрессора.
«Папа меня любил, пока я была маленькой девочкой. Но когда я стала старше, то вдруг стала во всем виноватой. Виновата в его плохом настроении, его проблемах на работе.
Он срывался на мне, маме и братишке. Ведь это так легко — бить беззащитных детей и женщин. Однажды мама все-таки решилась уйти от него ради нашей безопасности, я ее поддержала. А поезд Актобе — Алматы навсегда изменил нашу жизнь. Она никогда не будет прежней, чему я очень рада».
«Сын отбирал у меня пенсию»
А вот Тамара Павловна столкнулась с бытовым насилием уже в пожилом возрасте. Сын отбирал у нее пенсию, и женщине приходилось ночевать на улице.
«Десять лет назад я похоронила мужа. Единственный сын пьёт, отбирал пенсию, душил меня. Я ночевала у соседей, на улице. Не о такой старости я мечтала. Но даже сейчас одна без дома и семьи и смерти не разучилась смеяться и радоваться простым вещам. Я люблю жизнь».
«Казалось, что суицид – единственный выход»
Майрамгуль – гражданка Кыргызстана и мать троих детей.
«Мне стыдно признаться, но моей жизни был период, когда мне казалось, что единственный выход из сложившейся ситуации — это покончить с собой. Сейчас я едва ли узнаю себя в женщине, которая стояла на пороге приюта. Я даже не могла ничего толком объяснить, только плакала и прижимала к себе детей.
Всех людей вокруг я воспринимала как врагов, вся моя жизнь была одним большим страданием. У меня был просрочен паспорт, не было денег на еду и не было возможности заработать. Но однажды я увидела мир глазами моих детей и содрогнулась.
Дети не должны страдать. Я больше никогда не допущу этого, и дети больше не будут жить в страхе. Видеть улыбки моих детей — мой смысл жизни и истинное счастье».
#Казахстан без насилия
В 2017 году в Казахстане произошла декриминализация бытового насилия, был внесен ряд изменении в уголовный и процессуальный кодекс.
По новым поправкам в Кодексе об административных правонарушениях за умышленное причинение легкого вреда здоровью (если речь о семейно-бытовых отношениях) грозит предупреждение или административный арест до 15 суток.
За нанесение побоев или совершение иных насильственных действий, причинивших физическую боль, но не повлекших причинение легкого вреда здоровью — предупреждение или административный арест до 10 суток.
Отметим, что в четверг в Казахстане стартовала республиканская информационная акция «Казахстан без насилия». Цель акции – призвать общество не оставаться равнодушными к жестокости, оказать реальную помощь жертвам насилия, научить культуре здоровых отношений, дать возможность поверить в способность системы правосудия.
Кампания началась 25 ноября в День борьбы за ликвидацию насилия в отношении женщин и продлится до 10 декабря — Дня прав человека.
Ежегодно членами ОЮЛ «Союз кризисных центров» предоставляется юридическая помощь, социальное сопровождение и психологическая поддержка более 25 тысячам женщин. 17 тысяч абонентов в год обращаются на телефон доверия № 150, около 7 тысяч женщин с детьми находят убежище в социальных приютах.
Если вы стали жертвой бытового насилия, есть несколько вариантов:
- остановить факт насилия и привлечь насильника к ответственности можно, позвонив в полицию (102) или департамент по чрезвычайным ситуациям (112) либо обратиться через мобильное приложение «102»;
- если вы находитесь под контролем агрессора и не можете говорить, то можно написать на WhatsApp по номеру +7708 10 608 10 круглосуточно и конфиденциально;
- чтобы обезопасить себя от приближения, угроз, давления со стороны насильника, нужно обратиться к участковому полицейскому с заявлением. Он должен оправить вас на прохождение судебно-медицинской экспертизы, выписать защитное предписание и провести профилактическую беседу с агрессором;
- чтобы остановить насилие в семье, получить помощь, бесплатное проживание в приюте, звоните по телефону 150 (бесплатно, круглосуточно и анонимно), пишите на WhatsApp +7771 450 3 450, + 727 243 22 21;
- чтобы очно бесплатно проконсультироваться с психологом и юристом по Алматы, позвоните по телефону +727 2674078.