Депутат Сената Акмарал Альназарова раскритиковала трансплантационную службу Казахстана. По ее словам, в год умирает около 270 казахстанцев, не дождавшись донорских органов, передает корреспондент Tengrinews.kz.
Альназарова отметила, что в мире ежегодно выполняется более 115 тысяч операций по пересадке органов. При этом не менее 50 процентов пересаженных органов получены от посмертных доноров. Это позволяет продлить пациентам жизнь на долгие годы и зачастую является единственным способом лечения.
Сложнейшие дорогостоящие операции, которые казахстанцы раньше вынуждены были делать за рубежом, сейчас доступны любому нуждающемуся гражданину страны за счет государства. Казахстан — одна из немногих стран, которая обеспечивает своих граждан бесплатным пожизненным поддержанием функции трансплантированного органа.
Однако, по ее словам, развитие трансплантологической службы в нашей стране серьезно сдерживается.
«С 2012 по 2021 год в Казахстане проведено чуть более двух тысяч операций по пересадке органов. При этом в 95 процентах случаев — от родственного донора, в пяти процентах — от органных доноров. На фоне роста нуждающихся в пересадке органов количество операций по трансплантологии становится все меньше. Если в 2016 году проводилось до 300 операций в год, то в 2020-2021-м — чуть более 100 ежегодно, что крайне недостаточно.
Сегодня в едином листе ожидания трансплантации по стране находится 3365 человек, в том числе 105 детей. В большинстве своем это люди молодого и трудоспособного возраста. Так и не дождавшись нужного органа, погибает около 270 человек из этого списка в год. Основная причина — дефицит донорских органов», — указала сенатор.
По ее словам, один посмертный донор может спасти до семи жизней.
«За последние девять лет в стране проведено всего 118 трансплантаций почек детям. 102 маленьких пациента продолжают ожидать донорский орган на диализной терапии. В среднем от одного года до семи-восьми лет. Дети с врожденными пороками развития, нуждающиеся в пересадке печени, большей частью погибают, не дождавшись донорского органа. Несовершенство нормативно-правовой базы донорства у детей вынуждает родителей обращаться за помощью в зарубежные клиники. (…) Пациенты в ожидании операции вынуждены жить годами в странах, где разрешена пересадка органов иностранным гражданам. При этом расходы на пребывание и операцию покрываются из республиканского бюджета. А с прошлого года и эти страны перестали принимать иностранных пациентов», — сказала депутат.
Среди причин такого положения в стране Альназарова назвала несовершенство действующей нормативно-правовой базы, особенно в отношении несовершеннолетних, низкую материально-техническую базу донорских стационаров и отсутствие механизма их мотивации, правовую незащищенность медработников, технические сложности своевременной и безопасной доставки донорских органов и трансплантационных бригад из региона в центр.
«Сегодня сложилась ситуация, когда при высокой потребности населения в данном виде помощи, а также при наличии подготовленных высококлассных специалистов, владеющих современными технологиями, мы не можем выстроить эффективную систему органного донорства и продолжаем терять людей. К сожалению, надо признать крайне недостаточную работу организаторов здравоохранения, трансплант-координаторов, биоэтиков по просвещению и осведомленности населения в области органного донорства«, — отметила она.
В запросе на имя премьер-министра Аскара Мамина депутат попросила создать необходимые условия для формирования полноценной трансплантологической службы в стране.
Напомним, ранее в стране в сфере донорства существовала презумпция согласия. Врачи имели право изымать органы у пациентов с констатированной смертью мозга. Однако в новый Кодекс о здоровье народа и системе здравоохранения после многочисленных возмущений граждан внесли поправки, регламентирующие порядок изъятия органов и тканей у посмертного донора. Теперь изъятие органов может быть осуществлено только при письменном согласии супруги или супруга либо с согласия близких родственников.