В мире ситуацию с коронавирусом теперь можно назвать пандемией невакцинированных, поскольку инфекция, вызванная дельта-вариантом, активно распространяется в основном среди тех, кто не получил прививку. Они вступают в очень опасную фазу пандемии, передает Tengrinews.kz.
Хоть и редко, но коронавирусом могут заражаться и вакцинированные. Дело в том, что даже их иммунной защите трудно справляться с большой вирусной нагрузкой в условиях, когда коронавирусы беспрепятственно распространяются и мутируют среди большого числа непривитых людей.
Данная ситуация может напоминать очаги лесных пожаров, которые быстро распространяются за счет легковоспламеняющихся сухих деревьев. Среди них могут оказаться и здоровые зеленые насаждения. Так и эпидемические очаги: они распространяются в основном среди невакцинированных людей, но могут затронуть и тех, кто получил вакцины.
Когда в обществе привито мало людей, вирус начинает быстро мутировать, чтобы ускользать от вакцин. Это подобно незначительному увлажнению при пожаре, которое лишь вызывает задымление, а огонь легко находит пути дальнейшего распространения. Очаги пожара может остановить обильный дождь и ограждение остального лесного массива. Так и эпидемические очаги: с ними можно бороться только с помощью масштабной вакцинации, а также индивидуальных мер, ограждающих от коронавирусов путем надевания маски и социальной дистанции.
Мутации как способ выживания коронавирусов
Таким образом, коронавирус будет мутировать до тех пор, пока мы будем позволять ему беспрепятственно распространяться. Если не ставить заслон в виде противоэпидемических мер и масштабной вакцинации, вирус будет продолжать мутировать с появлением новых вариантов, которые могут оказаться еще более заразными и агрессивными.
Дельта, каппа, лямбда, эпсилон… Эти буквы греческого алфавита теперь в тренде, однако со зловещей коннотацией. Ими обозначаются мутированные варианты коронавируса, и есть основания полагать, что последующие буквы могут означать еще большую заразность и агрессивность. Так ли это? Попытаемся разобраться.
Как и для всех существ на Земле, вирусам свойственно видоизменяться по мере репликации, то есть размножения. Это с вирусами происходит с единственной целью – чтобы выживать в процессе естественного отбора, то есть селекции. В этом суть эволюции.
Для того чтобы видоизменяться, вирусы мутируют путем замены молекул в своем примитивном генетическом коде. Большинство вирусных мутаций безобидны. Однако некоторые их комбинации могут приводить к возникновению более заразных и агрессивных разновидностей.
Такое мы наблюдали нынешней весной во время распространения британского варианта, а теперь видим, как это происходит с нынешним – индийским. Раньше говорили о южноафриканском и бразильском вариантах. Для того чтобы отказаться от обидных страновых ассоциаций, Всемирная организация здравоохранения решила с 1 июня обозначать варианты коронавируса буквами греческого алфавита. Отсюда и пошли «дельта», «каппа», «лямбда», «эпсилон» и другие.
С появлением эффективных мер борьбы с вирусами частота их мутаций значительно ускоряется, приводя к появлению новых вариантов, которые могут оказаться устойчивыми к лекарствам и вакцинам. Это происходит в результате селекционного давления, являющегося эволюционным инструментом.
За процессом эволюции микроорганизмов можно наблюдать в лабораторных пробирках. Эволюцию нынешнего коронавируса нам суждено воочию наблюдать у миллионов людей, организм которых в данном случае выступает в роли лабораторной пробирки. Коронавирусы заражают незащищенных людей, беспрепятственно размножаются и мутируют в их организме, становясь еще более заразными для других людей.
Три сценария развития пандемии
Попав в организм тех, кто вакцинировался, коронавирус чаще всего погибает, подвергаясь иммунным атакам. Однако выживают те коронавирусы, которые под влиянием такого селекционного давления все же успели видоизмениться. Говоря о долгосрочных прогнозах развития пандемии, я бы выделил три возможных сценария дальнейшего хода событий:
Первый – оптимистичный, это когда последующие варианты коронавируса окажутся неспособными преодолевать нашу иммунную защиту. В этом случае тотальная иммунизация в конечном итоге положит конец пандемии. Такое произошло в 1979 году с оспой, которую с помощью противооспенной вакцины удалось полностью ликвидировать. Нечто подобное сейчас, в принципе, наблюдается с корью, краснухой, дифтерией, полиомиелитом и другими вакциноуправляемыми инфекциями.
Второй сценарий, если коронавирус выработает определенную устойчивость к вакцинам, однако за счет потери болезнетворных свойств. Это может произойти из-за того, что изменения шиповидного белка коронавируса в результате мутаций позволят ему ускользать от антител. Однако произойдет это ценой потери его способности прикрепляться к мишеням и, соответственно, заражать клетки человека.
Подобное наблюдалось и раньше — с вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), который сумел выработать устойчивость к противовирусному лекарству «Ламивудин», потеряв при этом свои болезнетворные свойства. В принципе, нечто подобное мы наблюдали и с нынешним коронавирусом – с его бета- (южноафриканским) и гамма- (бразильским) вариантами. Ускользая от вакцин, они в определенной степени потеряли способность заражать людей и поэтому были вытеснены более жизнеспособным дельта-вариантом.
Третий, неблагоприятный сценарий, это если мутации приведут к тому, что коронавирусы выработают устойчивость к вакцинам, одновременно становясь более заразными. Именно этим отличается «дельта», и не исключено, что последующие варианты могут оказаться еще более заразными и вакциноустойчивыми.
Понятно, что для стран с высоким уровнем вакцинации наибольшее беспокойство вызывает способность коронавирусов ускользать от иммунной защиты. В условиях же низкого уровня вакцинации обеспокоенность в большей степени связана с повышенной заразностью и бесконтрольным распространением коронавирусов. Единственная надежда в обоих случаях такого сценария на создание универсальных вакцин и эффективных противовирусных лекарств.
Агрессивный вариант или эндемичная инфекция?
Следует упомянуть еще и риски возникновения чрезвычайно агрессивных вариантов с летальностью до 30 процентов, подобных тем, которые вызывали эпидемии коронавирусов SARS и MERS, бушевавших в Восточной Азии в 2003 и 2012 годах. С ними удалось справиться благодаря хорошо скоординированным противоэпидемическим мерам, а также активной вовлеченности граждан, чрезвычайно напуганных агрессивностью указанных штаммов коронавирусов.
Можно предположить, что в случае развития такого сценария вряд ли придется уговаривать граждан носить маски, а также убеждать в необходимости вакцинации. Они сами будут этого требовать. Однако следует помнить, что, будучи паразитами, вирусам невыгодно убивать своего хозяина, то есть организм человека, в котором они размножаются.
Это в какой-то степени подтвердили ученые из Университета Emory, изучившие характеристики шести потенциально опасных для человека разновидностей коронавирусов, в том числе тех, которые вызывали смертоносные эпидемии SARS и MERS. Как оказалось, по характеристикам иммунного ответа нынешний коронавирус SARS-CoV2 непохож на своих агрессивных сородичей, а больше напоминает те разновидности, которые вызывают обычную простуду. Можно предположить в связи с этим, что COVID-19 превратится в обычную сезонную простуду наподобие гриппа, который бывает достаточно безобидным для одних людей, но может оказаться опасным для других.
Теперь уже становится ясно, что вакцинация, скорее всего, не приведет к полному уничтожению коронавируса. Он будет продолжать присутствовать среди человеческой популяции, хоть и, скорее всего, потеряет былую агрессивность. Иными словами, коронавирус превратится в то, что медики называют эндемической инфекцией. Он будет незаметно циркулировать, время от времени вызывая небольшие вспышки, причем в основном среди детей.
Почему дети? Только родившись, они постоянно сталкиваются с многочисленными бактериями и вирусами, с которыми их организм никогда ранее не имел дела. Дети постоянно учатся бороться с микроорганизмами. Именно поэтому они легче переносят коронавирусную инфекцию.
Наконец, следует отметить, что и между различными вариантами коронавируса существует конкуренция. Например, альфа-вариант, который вызвал весеннюю волну эпидемии, был вытеснен более заразной и устойчивой дельта-версией, которая под влиянием селекционного отбора, скорее всего, будет вытеснена новоявленными вариантами. Однако не стоит забывать, что коронавирусы представлены лишь 30 тысячами генетических единиц, и можно надеяться, что возможности для мутаций у них ограничены и когда-то все это должно завершиться.
Алмаз Шарман, президент Академии профилактической медицины, член Американской ассоциации здравоохранения
Другие полезные статьи о здоровье и предупреждении болезней можно прочитать на zdrav.kz. Также у профессора Шармана есть YouTube-канал «АЛМАЗные советы».