Понятие «граница» для нашего народа всегда было особым. Государственная граница – важнейший символ любого суверенного государства. Самое дорогое достояние казахского народа – это его земля, наши предки берегли ее как зеницу ока. С древнейших времен казахская земля имела приблизительные границы, но она официально не была закреплена законом, специальными соглашениями с соседними странами, не была признана международными организациями. С обретением независимости Елбасы вывел в ряд приоритетных задач вопрос о делимитации государственной границы. В 1995 году Нурсултан Абишевич Назарбаев назначил меня послом в Китайскую Народную Республику. Вечером 11 мая меня пригласили к нему на прием, который прошел в очень теплой обстановке. Мы говорили на разные темы. Неожиданно Нурсултан Абишевич предложил мне стать послом Казахстана в Китае.
Я растерялся и сказал лишь, что не явлюсь специалистом по Китаю. На что он ответил: «Не думайте, что эта должность уступает вашим предыдущим. Это даже не ниже должности вице-премьера. Для работы в таких странах, как Китай, необходимо направлять людей, которые имеют опыт работы в политической и общественной сферах, которые могут на равных общаться с правительством этой страны. Помните, что, если вы поедете в Китай, вы будете непосредственно работать по трем важнейшим направлениям в интересах государства и казахского народа. Во-первых, это достижение соглашения по государственной границе между Казахстаном и Китаем. Во-вторых, для казахов, живущих в Китае, создать условия для защиты прав, развития, благосостояния и возвращения на историческую родину. В-третьих, принятие соглашения между двумя странами о равномерном использовании трансграничных рек».
В целом китайское государство очень ценит закон и подписанные документы. Традиционно китайцы законопослушны и почитают букву закона. Если быть кратким, с древних времен из 15 приграничных государств Китай ни с кем не был заинтересован в достижении пограничного соглашения. Даже во время расцвета социализма переговоры о границе заходили в тупик. Для этого были условные «спорные участки».
В сентябре 1995 года во время официального визита Первого Президента Республики Казахстан в КНР в интересах обеих сторон было принято решение о пересмотре «спорных
участков», которые препятствовали переговорному процессу о соглашении о государственной границе. После этого переговоры проходили вовремя и с положительным результатом.
4 июля 1996 года Председатель КНР Цзян Цзэминь полностью одобрил достигнутые договоренности, заявил, что будет развивать казахско-китайские отношения только в русле
дружбы. Во время встречи вне протокола он сказал: «Господин Президент, проблема границы – самая острая проблема. Вы правильно ставите вопрос. Мы должны закончить этот
исторический процесс, пока я являюсь Председателем КНР».
Таким образом, в сентябре 1997 года в Алматы было заключено первое дополнительное соглашение. В октябре 1998 года в Пекине было подписано второе дополнительное соглашение, а в ноябре 1999 года руководители Казахстана и Китая подписали «Совместное коммюнике о полном урегулировании пограничных вопросов между КНР и Республикой Казахстан». Нурсултан Назарбаев и Цзян Цзэминь совместно закрыли вопрос, который не решался на протяжении нескольких столетий. Эти соглашения были ратифицированы обеими сторонами и Организацией Объединенных Наций. Китай был первым из 15 соседних стран, подписавших полное
пограничное соглашение с Казахстаном.
Куаныш Султанов — государственный и политический деятель, доктор прлитических наук