Айдабульский спиртзавод приостановит работу до сентября. Предприятие закрывается уже 26 февраля. Съемочная группа ИА «Aqmola News» выехала в одноименное село в Зерендинском районе Акмолинской области.
Асель АУТАЛИПОВА
Село Айдабул расположено в 80 км от Кокшетау и 33-х – от Зеренды. Знаменитым его сделал легендарный спиртзавод. Один из старейших в стране, ему уже 112 лет.
Здесь трудятся более 200 человек персонала. Все – местные жители.
Завод – предприятие «селообразующее». От его котельной и водных сетей отапливаются и питаются все важные социальные учреждения – врачебная амбулатория, школа, детсад и мини-центр, аптека, почта. Айдабульцы моются в заводской бане. Все насущные проблемы сельчан, таким образом, решает спиртзавод.
Поэтому местные называют его еще и «судьбообразующим». Ведь завод также бесплатно раздает жителям корм для скота – солому и барду.
Барда — для тех, кто не знает, — отходы производства этилового спирта. Благодаря кормам люди не боятся содержать домашний скот. Ведь зарплаты хватает, в основном, только на продукты. А зарезав бычка или корову, можно одеть детей, заплатить за учебу студентов, заготовить на зиму топливо.
В последнее время в Айдабул стала возвращаться молодежь. В городе работы на всех не хватает, а воспользовавшись госпрограммой, можно попробовать открыть свое дело. Например, закупить КРС.
****
Но вот уже несколько дней село, что называется, гудит. Заводчанам объявили: завод на время законсервируют. Срок объявили – до сентября. Однако жители переживают: вдруг навсегда? Да и как им жить до осени без родного завода?
Управляющая компания обещает платить эти несколько месяцев половину оклада. Но, учитывая, что они и без того были небольшие, люди будут получать от 25 до 60 тысяч тенге. При этом у многих кредиты.
Те, кто ведут хозяйство, тоже запаниковали: если не станет бесплатного корма от завода, им не осилить. А есть еще начинающие предприниматели, которые закупили скот и теперь не знают за что переживать – за коров, которых скоро нечем будет кормить, или за обязательства по кредитам.
****
Но один вопрос одинаково важен для всех айдабульцев: что станет с социальными объектами? А если их закроют?
Директор завода Петр Ольферт признался: сам в шоке. Он назвал основные причины закрытия: большая конкуренция среди восьми казахстанских спиртзаводов, отсутствие реализации продукции, высокая цена на спирт, дорогое топливо (мазут) и сырье (зерно).
Котельная, по его словам, будет работать до конца зимы. А значит, она будет отапливать до тепла и все социальные объекты. Водоснабжение также будет продолжено. Дано поручение сохранить все системы заводских зданий и оборудование.
Видеорепортаж с развернутыми комментариями смотрите здесь.