Ученые Назарбаев Университета выдвинули гипотезу об отравлении химическими веществами воды в «сонном» селе Калачи Акмолинской области, сообщает Sputnik.kz.
Команда ученых Назарбаев Университета во главе с профессором-эпидемиологом Байроном Крэйпом, которая долгое время исследует причины «сонной болезни» в селе Калачи, выдвинула свою гипотезу о том, почему на самом деле жители села впадали во внезапную спячку с конца 2012-го по октябрь 2015 года.
По словам профессора Крэйпа, в своих исследованиях группа ученых применила научный метод моделирования, целью которого было выявить закономерности.
На протяжении длительного времени специалисты изучали образ жизни переболевших «сонной болезнью» и тех, кого недуг обошел стороной. Таким образом, им удалось исключить десятки гипотез о том, что болезнь могла быть связана с едой, хроническими болезнями или вредными привычками жителей села.
«Но потом мы выяснили, что все жители Калачей пьют воду из одного источника — из подземного насоса местного жителя, который качает ее и продает односельчанам. Разумеется, вода покупалась за деньги, поэтому домашним животным эту воду не давали. Животные пили речную воду, что объясняет, почему они не впадали в спячку», — рассказал Байрон Крэйп.
Так у ученых появилась версия о том, что с большой вероятностью вода могла быть отравлена химикатами. Об этом же говорили и симптомы «сонной болезни»: головокружение, слабость, чувство «опьянения» и даже галлюцинации. Все это характерно для человека при химической интоксикации организма.
Также ученые высказали свою версию того, каким образом химикаты могли попасть в грунтовые воды. Основная версия – через урановые рудники, заброшенные в конце 80-х годов прошлого столетия.
«Военные могли скидывать туда химические отходы, использовать месторождения как стихийные свалки. Есть вероятность, что там разрабатывали химическое оружие, а отдельные химикаты-отходы зарывали в землю», — уточнил Байрон Крэйп.
По его словам, в прошлом от опасных отходов часто избавлялись в бочках или баррелях, чей металл, со временем, мог проржаветь и дать течь. Так яд мог оказаться в грунтовых водах. Такое же внезапное исчезновение болезни, как и ее появление, ученый объясняет тем, что за период с 2012-го по 2015 год, когда наблюдались случаи заболевания, он мог полностью вытечь и иссякнуть.
Так как случаи «сонной болезни» в селе больше не фиксируются, подтвердить или опровергнуть гипотезу ученых можно, лишь спустившись в один из находящихся рядом урановых рудников. Однако делать это людям слишком опасно, так как старые конструкции месторождения могут обрушиться в любой момент.
По этой причине совместно со Школой инженерии и цифровых наук Назарбаев Университета ученые намерены создать специальный беспилотник и спустить аппарат в урановые месторождения для взятия проб.
В данный момент исследовательские работы по «сонной болезни» в селе Калачи временно приостановили из-за пандемии COVID-19.
Калачи — село в Есильском районе Акмолинской области. Эта местность прославилась на весь мир из-за необъяснимой болезни — жители спали сутками, а после пробуждения жаловались на частичную потерю памяти и галлюцинации. Для изучения этого вопроса привлекались мировые эксперты, которые выдвигали различные версии «сонной болезни» — недостаток кислорода в воздухе, высокая концентрация угарного газа, высокий уровень радиации, радоновые источники и другие. Однако официальных доказательств не нашли. Первый случай «сонной болезни» был зарегистрирован в 2013 году. Последний — в 2015 году.