Вот уже третий год при Кокшетауском госуниверситете им. Ш.Уалиханова готовят врачей. Сколько стоит учеба на факультете общей медицины? Сколько грантов выделяет аким Акмолинской области? Как оборудован новый факультет? И насколько сильных специалистов будут выпускать из стен местного вуза? Об этом и другом — в репортаже корреспондента ИА «Aqmola News».
Асель АУТАЛИПОВА
Кто учится?
Факультет общей медицины открыли в 2018 году. Сегодня здесь учатся 420 студентов. 399 из них – на бакалавриате общей медицины. На русском, казахском и английском языках. Еще 13 человек – интерны: четверо учатся на первом курсе интернатуры, девять – на втором. Кроме того, восемь студентов получат дипломы о высшем сестринском образовании. Каждый из них станет «правой рукой» доктора.
Из 420 студентов 61 – иностранные. Большая часть — 51 — из Индии. Оказывается, выучиться на врача в Казахстане для них дешевле, чем на родине. На факультете общей медицины также учатся ребята из России, Кыргызстана, Узбекистана, Таджикистана и Туркменистана. Получив диплом, все они уедут работать домой.
Сколько стоит обучение?
Учеба на факультете общей медицины при КГУ им. Ш.Уалиханова для казахстанских студентов дешевле, чем для зарубежных. 609 500 тенге стоит год обучения для коммерческих групп. И не менее 2,5 тысяч долларов – для иностранцев.
При этом из 399 бакалавров 188 человек учатся за счет грантов министерства образования и науки, а также местных исполнительных органов.
«Аким области выделил 149 грантов, на сегодня по ним обучаются 145. До конца года еще четверых переведут из коммерческих групп», — отметила декан факультета Светлана Муратбекова.
Из этих же 399 бакалавров за свой счет учатся только 126 студентов. Остальные – за счет медучреждений в районах. То есть за счет местных акиматов.
Как оборудован факультет?
По словам Светланы Муратбековой, руководство университета заинтересовано выпускать сильных врачей – в противовес скептическим комментариям. Мол, какой медицине могут научить в провинциальном Кокшетау?.. На кафедрах преподают в том числе практикующие врачи многопрофильной областной больницы. Их имена вызывают уважение и доверие. К примеру, Серик Аяганов, Райхан Мукатова, Сауле Ильясова… Постоянно привлекаются казахстанские и зарубежные доктора.
Вуз постоянно закупает современное оборудование.
Это топографический стол Пирогова. Можно сказать, альтернатива трупам. В разных разрезах, 3D-формате можно увидеть все органы и системы – кровеносную, лимфатическую, центральную нервную и другие. Увидеть здоровый и больной орган, сравнить. Оборудование заменяет КТ и МРТ-томографию, рентген-исследование.
Кабинет патологической анатомии и морфологии – хранилище человеческих органов, костей и связок, гистологического материала. Причем самых настоящих, из местного морга.
А это симуляционный центр. Роскошная, современно оборудованная территория для практики. Название говорит за себя: центр симулирует, имитирует различные клинические ситуации. Когда пациента привозят в приемное отделение; когда нужна срочная реанимация; когда происходят роды; когда экстренная помощь требуется новорожденному и так далее.
В коридоре — зона психологической разгрузки.
Это приемный покой с триаж-системой. Он поделен на зоны: в одной оказывают реанимацию, в другой – проводят экспресс-обследования. К примеру, проводят электрокардиографию, УЗИ и прочее. Еще одна зона – для ЛОР-органов. К сожалению, в реальной больнице таких мы пока не видим.
Здесь учатся будущие акушеры-гинекологи, неонатологи и анестезиологи-реаниматологи. Кабинет поделен на два. В одном студенты «лечат», в другом через стекло – наблюдают за манипуляциями и анализируют их.
Куклы-тренажеры выполняют «миссию» роженицы и «младенца». Весь процесс – весьма правдоподобный. Настолько, что неподготовленному человеку становится не по себе.
Реанимация. Студенты, в данном случае молодые преподаватели, демонстрируют массаж сердца. На мониторе отображаются цифры, по ним можно определить, правильно ли проводится реанимация больного.
Здесь студенты отрабатывают навыки сестринского ухода.
А это виртуально-клиническая академия. Здесь разрабатываются и решаются клинические задачи. Одну из таких предложила молодой преподаватель Ксения Горда – как лечить пациентку с коронавирусом.
На факультете общей медицины богатая библиотека – «обычная» и электронная. Здесь и учебники и методический материал, и научная литература. Студенты даже оборудовали уголок Абая к 175-летию великого сына казахского народа. Библиотека работает как коворкинг-центр – комфортная зона для учебы, саморазвития и отдыха.
Пока на факультете тихо. Аудитории пусты. Студенты-медики учатся дистанционно.
Но медицине учится на расстоянии невозможно. Разве что если обстоятельства непреодолимой силы. Поэтому и преподаватели, и сами будущие врачи с нетерпением ждут окончания пандемии.