Проблемные вопросы предпринимателей, связанные с оформлением земельных участков для недропользования, рассмотрели в ходе заключительного заседания Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции Акмолинской области.
Как оказалось, на сегодня у акмолинских недропользователей имеются проблемы при согласовании и получении земельных участков, в том числе с оспариванием отказов в судебном порядке.
Такие факты были озвучены областным департаментом Агентства по противодействию коррупции. С ведомством Региональная палата предпринимателей на постоянной основе проводит работу в рамках совместного проекта «Дорогу бизнесу», основная цель которого — выявление коррупционных рисков и устранение административных барьеров в сфере защиты прав и законных интересов субъектов бизнеса.
По данным Антикоррупционной службы, за период с 2021-2023 годы облуправлением предпринимательства выдано 29 лицензий на добычу общераспространенных полезных ископаемых в регионе. Из них местными исполнительными органами оформлено только 15 земельных участков, в процессе оформления — 6, судебные тяжбы проходят по 2 земельным участкам, не оформлены — еще 6.
Предприниматели (ТОО «АТМ-Салют», группа компаний ТОО «ZYM», ТОО «Темеш-Шежіре», ТОО «Байтуган Сервис», и др.) обратились с жалобой на бездействие городских и районных акиматов в сфере земельных отношений в адрес Региональной палаты и Антикора
К примеру, еще до обращения в РПП, ТОО «АТМ-Салют» акимат Целиноградского района с 2020 года уже три раза отказал в согласовании предоставления земельного участка на праве временного возмездного долгосрочного землепользования. В первый раз, якобы из-за отсутствия согласия третьих лиц, во второй, — сослался на п.3 статьи 26 Земельного кодекса, согласно которому не предоставляются земельные участки, занятые пастбищными и сенокосными угодьями, используемыми и предназначенными для нужд населения, в том числе находящимися в пределах границы городов областного и районного значения, поселков, сельских населенных пунктов. Также госорган ссылался на отсутствие согласования с РГУ «Есильская бассейновая инспекции. В третий раз причину отказа чиновники и вовсе не указали.
Между тем ТОО «АТМ Салют» провело согласование с третьими лицами на ведение операции по недропользованию, выполнило проект установления водоохранной зоны и полосы на водный объект, расположенный около испрашиваемого земельного участка (участок находится за пределами водоохранной полосы, что является основанием для согласования). Отметим, облуправлением природных ресурсов и регулирования природопользования разработан проект постановления акимата Акмолинской области об установления водоохранных зон и полос водных объектов, согласно которому земельный участок также расположен за пределами водоохранной полосы.
При этом, земельный участок не является пастбищным угодьем, его даже нет в Плане по управлению пастбищами и их использованию в Целиноградском районе.
«Для разрешения этого вопроса имеются все правовые возможности. Однако на запрос Палаты акимат Целиноградского района предоставил ответ, согласно которому согласование предоставления земельного участка не является возможным, так как имеются ранее вынесенные постановления об отказе, которые не были обжалованы заявителем в суде. То есть, по мнению представителей райакимата, для получения благоприятного акта субъекты бизнеса в обязательном порядке должны пройти судебные процессы, потратив свои материальные, человеческие ресурсы и самый главный фактор – время, что противоречит заключенным контрактам по недропользованию», — говорит начальник отдела по защите прав и снижению адмбарьеров РПП Гульден Сахаева.
К слову, со стороны районных акиматов наблюдается разный подход при решении проблемных вопросов бизнеса. К примеру, на судебных процессах ТОО «KAZ GEO CONSULT» акимат Коргалжынского района просил суд вынести решение по административному делу на свое усмотрение. К сожалению, СМАС г.Астаны решил отказать в согласовании предоставления земельного участка.
«Несмотря на положительные судебные акты, оформление земельных участков для недропользования находится сейчас в состоянии так называемого застоя. То есть, даже если действия акиматов об отказе в согласовании предоставления земельных участков отменены, теряется время при устранении нарушений, указанных в судебных актах. Утверждается новый План по управлению пастбищами на новый год, и при повторной подаче заявления на согласование в предоставлении земельного участка предпринимателям вновь будет отказано. А они при этом подготовили все необходимые документы — землеустроительные проекты, программы производственного экологического контроля для месторождений, планы мероприятий по охране окружающей среды, экологические экспертизы, и т.д. Соответственно, сроки и исполнение обязательств по заключенным контрактам недропользования срываются, работы по добыче полезных ископаемых не осуществляется», — констатировала Гульден Сахаева.
По словам руководителя облуправления предпринимательства и промышленности Ербола Оспанова, лицензии на добычу выдаются по территориям, определяемым специальным документом — Программой управления государственным фондом недр. Разработчик — Министерство промышленности и строительства. Действующий приказ об утверждении Программы управления государственным фондом недр подписан Министром индустрии и инфраструктурного развития по согласованию с Министром энергетики. При включении в программу новых участков в приказ вносятся изменения.
К сожалению, с акиматами областей данный приказ не согласовывается. Как показывает практика, участки недр, включенные в Программу, зачастую расположены на землях сельскохозяйственного назначения, в основном, на пашнях и пастбищных угодьях. А как уже ранее говорилось, земельные участки, занятые пастбищными и сенокосными угодьями, не предоставляются.
«Учитывая, что предоставление земельного участка для недропользования осуществляется позднее уже при наличии лицензии, управлением при выдаче лицензии не испрашиваются и не уточняются сведения о принадлежности участка, на котором находится месторождение. При этом, в соответствии со статьей 205 Кодекса «О недрах и недропользовании», уведомление о необходимости получения соответствующих согласований, является основанием для резервирования земель для недропользования местным исполнительным органом в порядке, установленном земельным законодательством. Опять же, как показывает практика, на комиссиях по резервированию земель принимается решение о резервировании только земельных участков, находящихся в госсобственности. Отказ в резервировании земель не является основанием для непредоставления лицензии на добычу», — подчеркнул Ербол Оспанов.
На сегодня центральные государственные органы намерены внести изменения и дополнения в проект Закона «О недрах и недропользовании». В частности, они предлагают заслушивать отчеты руководителей МИО и недропользователей о состоянии использования недр и участков недропользования на территории области, исполняя встречные обязательства каждое полугодие, также утверждать планы и программы по освоению недр в пределах области.
Предлагаемые изменения Региональная палата и местные исполнительные органы считают нецелесообразными, так как они приведут к дополнительной нагрузке как недропользователей, так и МИО.
«Все указанные обстоятельства свидетельствуют о системных проблемах в данной сфере и необходимости выработки механизма по решению проблемных вопросов. К сожалению, сегодня райакиматы взяли на себя главенствующую роль, тогда как компетенция выделения земельных участков принадлежит только акимату области. Вместе с тем, мы, в свою очередь, предлагаем акиматам Целиноградского, Аршалынского, Зерендинского, Коргалжынского, Шортандинского районов исключить практику отказов по разным основаниям, указав на все имеющиеся недостатки и недостающие материалы при первоначальном обращении предпринимателя к ним», — отметил заместитель директора Палаты предпринимателей Акмолинской области Расул Сыздыков.