АФК представил обзор банковского сектора Казахстана, передает Forbes.kz.
Финансирование указанного роста активов произошло преимущественно благодаря привлечению депозитов клиентов (82% от прироста).
В то же время драйвером роста кредитов экономике выступало ипотечное кредитование (80% от прироста).
Отмечался рост доверия вкладчиков к системе — депозиты физлиц выросли на 18%, юрлиц — на 23%.
Продолжился процесс консолидации в секторе на фоне M&A-сделок и отзыва лицензии. Соответственно, концентрация среди ТОП-5 БВУ по размеру активов также возросла.
Произошёл ускоренный переход к цифровизации банковских услуг, ряд банков развивали свои маркетплейсы и экосистемы, что послужило источником получения дополнительной прибыли.
По данным АФК, в сложных операционных условиях прошедшего года банковский сектор продемонстрировал впечатляющие результаты, свидетельствуя об устойчивости банковской системы к шокам, что во многом обусловлено ранее проведенной совместной работой по укреплению финансовой стабильности сектора (высокие буферы капитала, ликвидности), а также регуляторными послаблениями и мерами правительства по поддержке бизнеса и населения.
С другой стороны, как отмечают эксперты, в условиях пандемии Covid-19 менялись поведение, потребности и ожидания клиентов. Отвечая на вызовы нового времени, кредитные учреждения пересматривали операционные модели, расширяли сферу применения цифровых каналов связи (например, предоставили процедуру удаленной идентификации), развивали маркетплейсы и экосистемы, что повышало доступ к банковским услугам и увеличивало уровень клиентоориентированности. Оперативная цифровизация сервисов, операционных процессов и организационных структур способствовала продвижению финансовой инклюзии, наращиванию доли рынка в условиях усиления конкуренции за качественных заёмщиков и получению дополнительной прибыли.
Таким образом, БВУ страны всё больше выходят за рамки традиционных финансовых продуктов (кредиты, депозиты), стремясь предоставить широкий спектр услуг и решений, направленных на удовлетворение потребностей и желаний населения и бизнеса. Такой подход позволит им стать более клиентоориентированными и завоевать лояльность клиентов, а также будет способствовать устойчивости к будущим стресс-тестам.
«Вместе с тем по мере дальнейшего восстановления экономической активности в стране, необходимость в ряде мер поддержки экономики, возможно, спадёт. Соответственно, очень важно, чтобы банковские заёмщики могли поддерживать свою способность обслуживать кредиты, тем самым ограничивая риски потенциальных кредитных потерь», — говорится в обзоре АФК.
В текущем году, по мнению экспертов, тренды на цифровизацию услуг и предоставление новых решений, консолидацию игроков и усиление конкуренции с высокой вероятностью найдут своё дальнейшее продолжение, что будет обуславливать здоровый и устойчивый рост показателей сектора при прочих равных условиях.