spot_img
Четверг, 18 апреля, 2024
-14.7 C
Кокшетау

Цены на макароны значительно выросли, но это не предел. Что нас ждет дальше?

Вам может быть интересно

В начале недели Бюро национальной статистики Казахстана опубликовало данные о росте цен на макаронные изделия за девять месяцев текущего года. Он составил ни много ни мало 11% и, естественно, ударил по кошельку граждан республики, пишет sputnik.kz.

Почему так происходит во время восстановления всех производств после пандемии, что будет с ценами в ближайшем будущем и стоит ли гражданам запасаться макаронами на зиму — разбирался Sputnik Казахстан.

Производство падает, цена растет

Согласно данным Бюро национальной статистики, только в августе 2021 года рост цен на макаронные изделия составил 1,3%. А за год (к августу 2020 года) стоимость макарон, лапши и рожек выросла на 11,1%.

К примеру, если год назад в торговых точках и на рынках страны килограмм лапши можно было купить за 695 тенге, то в сентябре этого года средняя цена составила 782 тенге. Аналогичная ситуация с вермишелью, макаронами и рожками.

Наиболее высоко цены на макаронные изделия за год подскочили в Атырауской (на 22%), Кызылординской (на 18,4%) и Карагандинской (на 17,5%) областях. Наименьший рост фиксируется в Алматинской области (6,6%), Северо-Казахстанской области (7,3%) и в Шымкенте (7,9%).

В Нацбюро статистики отмечают, что рост цен на макаронные изделия произошел на фоне заметного снижения уровня их производства. Так, объем производства за январь-август этого года составил 100,8 тыс. тонн, что на 13,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года.

При этом здесь стоит отметить одну важную деталь: в сравнении с 2019 годом в «пандемийном» 2020-м, когда большинство производств теряли в объемах выпуска продукции, лапшично-макаронная индустрия показала рост на 6,2%. Объем выпуска тогда составил 179,3 тыс. тонн.

По итогам января–июля 2021 года отечественные компании обеспечили спрос (то есть реализацию на внутреннем рынке плюс экспорт) на макаронные изделия на 82,3% против 84,7% годом ранее.

Оставшуюся часть спроса покрыли за счет импорта — в страну завезли 18,9 тыс. тонн изделий, что на 2,2% больше, чем годом ранее.

В условиях объективной реальности

По данным экспертов Зернового союза Казахстана, складывающаяся ситуация на рынке макаронных изделий страны была предсказуема и вполне обоснована — ни один товар не может сохранять свою прежнюю цену, если составляющие его производства дорожают.

Вот и здесь рост стоимости на дизельное топливо, электроэнергию, воду, транспорт, запасные части для сельхозтехники и прочее не мог не сыграть своей роли. Не говоря уже о том, что значительно выросла стоимость пшеницы на мировом рынке.

Как сообщили в пресс-службе национальной компании «Продкорпорация», рост цен на пшеницу составил почти 25% от прежней цены.

«В 2021 году АО НК «Продкорпорация» объявила закупочные цены на пшеницу мягкую от 103 до 107 тыс. тенге за одну тонну, на твердую пшеницу — 200 тыс. тенге. Закупочные цены «Продкорпорации» на зерно урожая 2021 года на 24% выше закупочных цен, объявленных в 2020 году», — сообщили в пресс-службе компании.

По подсчетам же специалистов Зернового союза Казахстана, в этом году рост цен на пшеницу в сравнении с годом прошлым и того выше – она подорожала почти на треть (более чем на 30%).

«В аналогичный период прошлого года тонна пшеницы стоила в районе 87-88 тыс. тенге, а в этом году средняя цена порядка 115 тыс. тенге. Несложно посчитать – рост почти на 31%. Но это – объективная реальность, цены растут. Мировые цены на пшеницу выросли примерно на эти же значения. Мы ведь не Северная Корея, мы не оторваны от мировой экономики», — делится своим видением ситуации официальный представитель Зернового союза Казахстана Евгений Карабанов.

По его словам, рост цен на пшеницу связан с целым рядом факторов. Но одним из наиболее важных в этом году он называет погодный.

Засушливое лето не только в Казахстане, но и в большинстве стран-производителей пшеницы привело к тому, что до планки прогнозируемого урожая добрать так и не удалось. К примеру, в Казахстане капризы природы снизили урожайность пшеницы на 20-25%. Похожие цифры и у других стран-производителей. При этом спрос на зерно остался примерно на прежнем уровне, а то и возрос, а значит то, что цены поползли вверх — совершенно не удивительно.

Что происходит с господдержкой

Для того, чтобы избежать роста цен на продукты, государство выделило порядка 35 млрд тенге (около $82 млн) на субсидирование сельского хозяйства республики.

Всего видов госсубсидий порядка 50. По самым значимым позициям — это субсидии на приобретение минеральных удобрений, семян, средств защиты растений, удешевленное дизтопливо. Из инвестиционных субсидий – на приобретение сельхозтехники и субсидирование процентных ставок по кредитам.

«Этих средств, конечно, недостаточно, но это лучше, чем совсем ничего, — говорит Евгений Карабанов. — В общей сложности заявляется около 35 млрд тенге в рамках господдержки на все сельское хозяйство – на растениеводство, животноводство и так далее. Если мы возьмем эту сумму и разделим на площадь, которую мы засеваем – 20 млн гектаров – то на гектар получается всего-то 1 750 тенге. Но, повторюсь, это деньги не только для зернопроизводителей, они для всего, что есть в сельском хозяйстве».

Мало того, по его словам, не все меры господдержки эффективны.

Так, в Минсельхозе Казахстана отрапортовали, что, во многом благодаря поддержке государства, у аграриев продолжается обновление парка сельскохозяйственной техники.

«Для проведения сезонных полевых работ имеется достаточный парк зерноуборочных комбайнов. Темпы обновления растут. Роста показателя приобретения новой техники удалось достичь за счет новых программ субсидирования отечественной техники. За шесть месяцев текущего года по линии АО «КазАгроФинанс» аграриями приобретено 4,5 тыс. единиц техники на сумму 83 млрд тенге, что больше объемов приобретения за аналогичный период 2020 года в два раза», — заявил на днях на брифинге первый вице-министр сельского хозяйства Казахстана Айдарбек Сапаров.

Казалось бы, аграриям жить, да радоваться. Но тут, по словам представителя Зернового союза Казахстана, появились подводные камни.

«У нас очень интересные методы поддержки. К примеру, выделяются субсидии на приобретение сельскохозяйственной техники – 25% ее стоимости оплачивает государство. Какая схема: сначала фермер для получения этой субсидии оплачивает утильсбор примерно в том же размере, в каком выдается субсидия, и только потом, с большой долей вероятности, он получает госпомощь. То есть средства законным путем переводятся в частный карман ТОО «Оператор РОП», осуществляющее утильсбор. Я говорю: «Класс! Но кого мы субсидируем в итоге?» Здесь нужно понимать, эффекта ноль. Но, учитывая то, что дорожает сельхозтехника, соответственно дорожают и запасные части и все расходные материалы к ней», — сетует Евгений Карабанов.

Дефицита зерна в стране нет. Пока нет

Тем не менее при всех сложностях аграриям пока удается сводить концы с концами и обеспечивать достаточный объем производства зерна для того, чтобы обеспечить как внутренний рынок, так и отправлять часть продукции на экспорт.

Поэтому в Зерновом союзе Казахстана заявляют об отсутствии связи спада урожайности зерновых в этом году с дефицитом сырья для производства макаронных изделий, а соответственно и ростом цен на них.

«Снижение производства макаронных изделий связано, скорее, с изменением пищевых предпочтений и пристрастий, потому что наша страна далеко не является лидером по потреблению макарон, и они не являются в культуре питания основой. Мы – не итальянцы. Если посмотреть в целом по сектору изделий из пшеницы, то у нас падает и потребление хлеба. Причем на 2-4% ежегодно. То есть это такой процесс, что меняются пищевые предпочтения населения. Может быть, люди переходят на более здоровое питание, на овощи и так далее», — делится своим видением ситуации Евгений Карабанов.

По его мнению, даже несмотря на падение урожайности зерновых в этом году, количества собранного зерна достаточно для того, чтобы закрыть все свои внутренние потребности и часть отправить на экспорт.

«Наше внутреннее потребление по пшенице примерно 6,2 млн тонн в год, Минсельхоз оценивает с запасом — в 7 млн тонн в год. То есть даже если мы соберем 10 млн тонн, то у нас останутся излишки. На этот год наша оценка сбора – 10,5 млн тонн. Минсельхоз предварительно прогнозирует валовый сбор на уровне 11,6 млн тонн. Но мы считаем чистый вес, после всех усушек, утрусок и так далее. То есть дефицита в принципе нет», — уточняет Евгений Карабанов.

При этом он предостерегает, что чрезмерное регулирование государством экспорта зерна в этом году может привести к дефициту уже в следующем.

«С одной стороны, наши граждане заслуживают того, чтобы покупать дешевые и качественные продукты питания. С другой стороны, наши фермеры тоже заслуживают того, чтобы получать достойную цену за свою произведенную продукцию. Здесь дилемма возникает, и вот тут очень велика роль «Продкорпорации» – национального оператора, который и создан для сглаживания этих колебаний. Как сейчас некоторые призывают: «Запретить, ограничить экспорт, ввести повышенные таможенные пошлины». Но для многих крестьян это будет последним гвоздем в крышку их гроба. Потому что многие получили очень маленький урожай, и единственная для них возможность «выжить» – дорого его продать на экспорт. При ограничении экспорта проблема роста цен сиюминутно решится, наши граждане сейчас же получат дешевую продукцию, но на следующий год мы уже не засеем какие-то площади, поскольку производители просто обанкротятся. Вы же понимаете, что тогда произойдет — даже внутренний рынок обеспечен не будет, не говоря уже об отправках излишек на экспорт. Здесь очень тонкая ситуация, и тут нельзя действовать грубыми мерами регулирования и государственных ограничений», — говорит Евгений Карабанов.

Чего ждать в ближайшем будущем

В итоге, рассматривая ситуацию с подорожанием макаронных изделий и снижением их производства в Казахстане с точки зрения участников всей цепочки к этому «причастных» — от аграриев, занятых в выращивании зерновых, до производителей макарон — складывается вполне объективная картина, продиктованная самим течением жизни.

При этом, несмотря на все существующие вызовы, государственные ответственные органы уверяют, что сделают все для того, чтобы, насколько это возможно, сдержать рост цен не только на макаронные, но и на другие социально значимые продукты из пшеницы.

«На ценообразование влияют различные факторы, в том числе прогнозируемый объем сбора будущего урожая, остатки урожая прошлого года, себестоимость производства, реализационные цены в приграничных регионах и спрос стран-импортеров. Основными потребителями на внутреннем рынке являются мукомольные организации. «Продкорпорация» для стабилизации внутреннего рынка отпускает зерно вышеуказанным предприятиям по фиксированной цене ниже рыночной. В рамках мер по стабилизации цен на социально значимые продукты из пшеницы «Продкорпорация» совместно с Минсельхозом осуществляет мероприятия, в которых все зерно, закупленное у сельхозтоваропроизводителей, будет использоваться для стабилизации внутреннего рынка, и оно будет реализовываться по фиксированным ценам. В связи с чем резких скачков цен не ожидается», — заключили в АО НК «Продкорпорация».

 

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

- Реклама -spot_img

Последние новости

Общественность Акмолинской области сплотилась в оказании помощи пострадавшим от паводков

Регионы нашей страны пострадали в результате паводков, к сожалению эта беда не обошла стороной и Акмолинскую область. Областной филиал...
- Реклама -spot_img

Похожие новости