Среда, 24 апреля, 2024

В «сонном» селе Калачи возмутились гипотезой ученых Назарбаев Университета о воде

Владельцы скважины, которая несколько десятков лет снабжает сельчан водой, заявили, что она не может быть причиной возникновения «сонной болезни», поскольку ее тщательно проверяли и проверяют специалисты, сообщает Sputnik.kz.

В знаменитом «сонной болезнью» селе Калачи обсуждают гипотезу ученых Назарбаев Университета о том, что вода из скважины якобы могла стать причиной того, что люди неконтролируемо засыпают.

С выводами ученых сельчане несогласны и заявляют, что воду санитарные врачи взяли на анализ первым делом — как только началось разбирательство по Калачам.

«У нас вся вода под контролем, в том числе мы ее каждый квартал отвозим в Кокшетау на радиоконтроль, — рассказала Лариса Винтерголлер, представитель предприятия, где сельчане покупают воду. — Если бы эти ученые что-то нашли в воде, тогда другое дело, но мы этого профессора Крэйпа (который выдвинул гипотезу — Sputnik) в глаза не видели».

Женщина рассказала, что в селе действительно есть скважина, которая снабжает питьевой водой все село, однако построена она была еще в советское время, и предприятие владеет ею с середины 90-х годов, однако в прежние десятилетия о «сонной болезни» в селе не слышали.

«Как только все это началось, у нас первым делом взяли воду на анализ, ничего опасного в ней не обнаружили», — сказала Винтерголлер.

Гипотеза ученых Назарбаев Университета

Команда ученых Назарбаев Университета во главе с профессором-эпидемиологом Байроном Крэйпом, которая долгое время исследует причины «сонной болезни» в селе Калачи, выдвинула свою гипотезу о том, почему на самом деле жители села впадали во внезапную спячку с конца 2012-го по октябрь 2015 года.

Группа ученых применила научный метод моделирования, чтобы выявить закономерности, и результаты привели к предположению, что источником сонной болезни могла стать вода из скважины.

«Мы выяснили, что все жители Калачей пьют воду из одного источника — из подземного насоса местного жителя, который качает ее и продает односельчанам. Вода покупалась за деньги, поэтому домашним животным эту воду не давали. Животные пили речную воду, что объясняет, почему они не впадали в спячку», — предположил Байрон Крэйп.

В селе с этой гипотезой абсолютно не согласны.

Ученые же намерены проверить свою гипотезу, спустившись в один из находящихся рядом урановых рудников. Поскольку делать это людям слишком опасно, в университете вместе со Школой инженерии и цифровых наук намерены создать специальный беспилотник и спустить аппарат в урановые месторождения для взятия проб.

Загадка Калачей

В данный момент исследовательские работы по «сонной болезни» в селе Калачи временно приостановили из-за пандемии COVID-19.

Калачи — село в Есильском районе Акмолинской области. Эта местность прославилась на весь мир из-за необъяснимой болезни — жители спали сутками, а после пробуждения жаловались на частичную потерю памяти и галлюцинации. Для изучения этого вопроса привлекались мировые эксперты, которые выдвигали различные версии «сонной болезни» — недостаток кислорода в воздухе, высокая концентрация угарного газа, высокий уровень радиации, радоновые источники и другие. Однако официальных доказательств не нашли. Первый случай «сонной болезни» был зарегистрирован в 2013 году. Последний — в 2015 году.